Жительницы Забайкалья выбрасывают новорожденных.
«По читинским свалкам собирают мертвых младенцев». Таким громким заголовком обозначил телеканал НТВ начавшуюся в этом году в Забайкалье войну, объявленную едва родившимся человечкам. Приговор «виновен» приводили в исполнение их собственные мамы.
Хроники Спарты
2013 год только начинался. Однажды студеным утром февраля тельце младенца - это был новорожденный мальчик - обнаружил возле мусорного контейнера на улице Малой дворник. Как позже сообщили в краевом следственном комитете, смерть новорожденного наступила от переохлаждения. То есть малыш был живым, когда кто-то оставлял его там, среди мусора и отбросов.
Дальше понеслось. В этот же день, уже вечером, в Черновском районе Читы на обочине дороги неподалеку от городской свалки было обнаружено тело новорожденной девочки. Ее нашел водитель одного и проезжавших автомобилей.
Буквально на следующий день, 12 февраля, вечером в поселке Могойтуй 30-летняя беременная женщина вышла по нужде в неблагоустроенный туалет на улице, где у нее произошли роды. Женщина положила ребенка в бочку и потеряла сознание. Женщину принес домой супруг, которому она сообщила о выкидыше, умолчав о том, что ребенок родился живым. Тело ребенка было обнаружено утром следующего дня. По результатам судебно-медицинского исследования смерть ребенка наступила от переохлаждения.
Март. На городском кладбище под венком мужчина нашел крошечное тельце мальчика – думал, валяется кукла… Впрочем, для той, кто его бросил, он куклой и был.
Снова Могойтуй. 17 мая на одном из подворий были обнаружены останки младенца. На следующий день была установлена личность матери убитого новорожденного ребенка. Ею оказалась 17-летняя школьница, которая еще в феврале этого года в своем доме родила ребенка, положила его в пакет с вещами и выбросила.
14 октября, на улице в подвале дома по улице Малой в Чите находят обглоданный собаками трупик новорожденной девочки...
Через четыре дня в селе Судунтуй Агинского района девушка родила ребенка прямо в выгребную яму туалета. Когда кроху нашли, он еще был жив. Но сил бороться за жизнь уже не было. Да и стоило ли?
Это еще не все. Шок, но пока писалась эта статья, женщины в Чите оставили еще двух новорожденных! 25 октября в правоохранительные органы поступило сообщение об обнаружении в помещении общественного туалета на улице Чайковского в Чите тела новорожденного ребенка. Как рассказали в пресс-службе краевого СК, ребенка родила и выбросила 27-летняя читинка, работница столовой администрации Читы. В ходе опроса женщина заявила, что срок беременности был небольшим, ребенка она не хотела и накануне выпила таблетки для провоцирования выкидыша. Следователи осмотрели место происшествия, тело ребенка. Назначено производство судебно-медицинского, а также судебно-гистологического исследований для выяснения, был ли ребенок при родах живым.
А 27 октября на крыльце травмпункта в Чите горожане обнаружили сумку с младенцем. К счастью, этот малыш был жив, и его передали в родильный дом, сейчас о нем заботятся врачи. Это единственный из девяти найденышей 2013 года, кто выжил.
Вот такой у нас был год, «урожайный» на жертвы. И он еще не закончился. Мы жили, избавляясь от неугодных младенцев, как спартанцы, с той лишь разницей, что у нас есть разные гаджеты, мы обсуждаем политику и выборы, мы цивилизованное общество и гордимся этим.
Роды в туалете как тенденция
Чтобы составить хоть какой-то общий портрет женщин, выбрасывающих своих детей, я обратилась к следователям, которые занимаются такими делами. Например, о случае с работницей столовой рассказала Татьяна Федорова, старший следователь СО по Центральному району Читы СУ СКР.
- Это уже далеко не девочка, ей 26 лет, приехала из района. У нее уже есть двое детей, сама она работает на низкооплачиваемых работах, потому что у нее только школьное образование. По ее словам, она не сделала аборт вовремя, потому что ждала, что отец ребенка, который бросил ее, вернется. Но когда она увидела его с другой, то сгоряча приняла решение выпить эти таблетки.
Как рассказала Татьяна Федорова, женщина пошла в туалет, где произвела на свет младенца, после чего все за собой прибрала и вернулась на работу. Но женщины, которые с ней работали, увидели, что что-то не так, «прижали ее к стенке», стали допытываться и она призналась. Тогда сотрудницы столовой вызвали полицию.
Со слов горе-мамаши, у нее было шесть месяцев беременности, но реальный срок покажет экспертиза.
- Сожалеет ли она? Думаю, да, но она почти не помнит ничего, говорит, все было как не с ней. Во время разговора все время нервно курила, - отмечает следователь.
О другой – судунтуйской - «матери», родившей в туалете, рассказал старший следователь СО по Агинскому округу СУ СКР Сергей Артамонов:
- У нее достаточно благополучная семья, в семье она средняя из троих дочерей и еще есть один приемный ребенок, которого взяли к себе, когда умерли его родители. Девушка скрывала беременность от родителей. Сестры, конечно, подозревали что-то, но говорят, что живот был маленький, а девушка отнекивалась, что, мол, поправилась. Не говорила она о беременности, потому что мать была против ее встреч с отцом этого ребенка. Это был также их родственник, двоюродный или троюродный брат. До последнего момента он также не знал о ее беременности.
В тот день она почувствовала себя плохо и вышла в туалет на улицу, где родила мальчика. После этого вернулась домой и сообщила матери о родах и плохом самочувствии. Мать, не зная о беременности дочери (!), не придала значения ее словам и отправила дочь в больницу.
По словам следователя, девушка и сама до конца не поняла, что случилось в туалете. Когда и как все это произошло, она почти не помнит. Говорит, что была на шестом месяце, но по свидетельству родственников, родившийся ребенок был жив, пищал. Теперь только экспертиза покажет, насколько он был жизнеспособен. Девушке же вряд ли грозит уголовное наказание, особенно, если докажут, что роды (выкидыш) произошли внезапно. Сейчас подозреваемая находится в больнице и жалеет о случившемся. Ее навещают родственники, родители, которые, к слову, тоже пребывают в состоянии шока.
«Потом начинают отпираться»
Как утверждает инспектор краевого следственного управления Андрей Емельянов, мать после обнаружения младенца находят почти всегда. Зачастую это злоупотребляющие алкоголем женщины, с низким уровнем материального обеспечения, из неблагополучных семей. И далеко не всегда их берут под стражу, потому что это преступление не является основанием для ареста.
- Сначала они, как правило, рассказывают о том, как все было, но когда до них доходит вся тяжесть совершенного деяния, начинают себя выгораживать, отказываться от показаний. Тогда ее вину начинают доказывать путем проведения очных ставок, назначения экспертиз. При достаточных доказательствах вины следователь принимает решение о привлечении подозреваемой в качестве обвиняемой.
Причиной такого массового истребления младенцев Андрей Емельянов видит недостаточную профилактическую работу служб по делам несовершеннолетних и отделов опеки – ведь именно их задача выявлять неблагополучные семьи и проводить с ними разъяснительные беседы.
- И, конечно, влияет ухудшение качества жизни, низкий достаток, низкий уровень образованности населения, – добавляет инспектор.
Телефончик не подскажете?
Мы уже поднимали на страницах газеты вопрос, помогут ли Забайкалью бэби-боксы, спасут ли от рук собственных матерей? На мой взгляд, нет. Если такой женщине легче придушить или выбросить умирать на морозе свою кроху, то неужели вы думаете, она соберется, куда-то там поедет, где-то будет узнавать об этом? Тем более, «окна жизни» устанавливают в городах, а в районах, где зачастую и происходит инфантицид, знать не знают, что это за зверь такой.
Но вот если бы хотя бы одна из тех, кто сделал это, еще будучи беременной знала, что можно прийти куда-то, где помогут – вещами, деньгами, советом, человеческим теплом, - может, быть все-таки не совершила самый страшный грех? Заведующая «Отделением помощи женщинам и женщинам с детьми» центра «Берегиня» Наталья Жарких считает, что, если бы с такими «мамами» была проведена психологическая работа, если бы они знали телефон их центра – до беды бы не дошло.
- К нам, конечно, приходят беременные женщины, девчонки, часто сироты, которым некуда пойти, негде жить. Зачастую даже близкие их не понимают, выгоняют из дома. У нас они душой согреваются, здесь для этого все условия, с ними работают специалисты, девчонки заводят себе здесь подруг, и потом даже вместе снимают квартиру. Мы присматриваем за детьми, помогаем их пристроить, настраиваем девушек на установление отцовства, на оформление алиментов. Был даже случай, за девочкой из Карымской парень приехал и забрал ее, потому что там, на месте, тоже велась работа с ним. Была девочка-сирота, воспитанница приюта «Надежда», потом она сбежала, забеременела, вернулась, и потом ее забрал к себе отец ребенка. Но идут к нам не только девчонки, есть и женщины постарше, и это, как правило, лица без определенного места жительства, - рассказывает Наталья Алексеевна.
Центр сотрудничает с Министерством здравоохранения, проводит совместную программу по профилактике отказа от новорожденных. Убедить женщину не отказываться от ребенка получается, конечно, не всегда. Но плюс уже в том, что рожденный ею ребенок априори оказывается под опекой государства, а не на свалке.
Спрашиваю Наталью Алексеевну, как же узнать адрес и телефон центра тем, кому это нужно? По ее словам, эта информация есть и в женских консультациях, и в роддомах. Но, видимо, этого недостаточно – телефон этот нужно писать повсюду, на баннерах, на столбах, на стенах, на заборах в неблагополучных районах. Кричать на остановках в громкоговоритель.
«Семья лучше детдома»
После одного из вышеописанных случаев губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, спикер Законодательного собрания Наталья Жданова и председатель Общественной палаты края Денис Лукьянов прокомментировали участившиеся случаи насилия над детьми и преступления против детства. Но конкретных действий, которые нужно предпринимать, не назвал никто.
- Мы должны очень быстро и мобильно принимать меры, - заметила Наталья Жданова, уточнив, что сейчас недостаточно эффективно выстроено взаимодействие различных органов, имеющих отношение к решению проблемы, и не достаточно отработаны меры социальной ответственности родителей.
Константин Ильковский подчеркнул, что убежден: самая плохая семья лучше детского дома.
- Необходимо поддерживать институт семьи, создавать для семьи условия. Многие шокирующие случаи связаны с тем, что мы сами черствые, мы проходим мимо, - сказал губернатор.
По мнению Дениса Лукьянова, вспышка преступлений, связанных с детьми – последствие плохого социально-экономического положения людей в крае.
- Ведь большинство случаев происходят в районах, где жизнь очень тяжелая. Я также считаю, что многие из этих ситуаций нужно пытаться предупреждать, - сказал Денис Лукьянов.
Мне же лично хочется добавить, что обязательно нужно устрожать наказание для таких женщин, давать им реальные сроки, развешивать их портреты в городах и поселках на баннерах с надписью «Она убила своего ребенка». Может тогда их природная трусость – а они несомненно трусливы - не позволит им погубить маленькую жизнь?
P.S. Хоть раз в жизни посмотреть бы на такую «мать». Посмотреть, как на диковинное животное. Посмотреть, что там в ее глазах? Понять почему? Почему ей легче убить своего малыша, нежели подкинуть – к храму, дому малютки, да просто к дверям других людей? Еще мне хочется знать, очень хочется: когда-нибудь в жизни пожалеет она о том, что сделала? Будет ли казнить себя или способна только - своих детей?
Но, возможно, эту статью вдруг совершенно случайно прочитала та, кто не знает, что делать и куда обратиться со своей беременностью, не видит выхода, не знает, куда идти. Позвони мне, позвони в нашу редакцию, позвони в кризисный центр, сходи в церковь. Не хочешь оставлять себе малыша – отдай его, его смогут взять добрые хорошие люди, которые годами мечтают прижать к себе нежное маленькое тельце! Но только не убивай…
Женщины и их дети, нуждающиеся в помощи, могут обратиться в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края по адресу: г. Чита, ул. Курнатовского, д. 7, каб. 77, Телефоны: 35-43-29, 99-66-45.
Кризисное отделение для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» находится по адресу: г.Чита, 4 мкр., д.36-«А».
Центр «Берегиня» адрес: Чита, Труда, 7а, телефон: (3022) 25-32-11.