Лед на забайкальских водоемах стал опасным

09:36, 6 марта 2008

Сыновья Нагеля за бесценок купили госплемзавод, Жирекен - в депрессии, а власти борются с пьянством населения.

Проект «Губерния» шагает по Забайкальскому краю. Сегодня «Экстра» рассказывает о буднях района, славившегося когда-то своей промышленностью, сельским хозяйством, и конечно, его тружениками.

А Чернышевский здесь и не был!

В 1921 году когда была ликвидирована Курлыченская казачья станица и встал вопрос, как назвать новую волость, казак Федор Конев предложил дать имя русского писателя и революционера Николая Чернышевского: мол, жил у нас, в селе Кадая (сейчас оно относится к поселению «Новооловское»). Конев, видно, был начитанным человеком, однако, малость перепутал. Чернышевский никогда не был в этих местах, он ссылку отбывал в другой Кадае - Калганского района. Но дух революционный взял верх, так и появился на карте Чернышевский район. Сейчас о Чернышевском здесь знают только старые школьные литераторы. Но отголоски его романа «Что делать?» имеются. Например, статья главы администрации района Мкртича Чтчяна о трудностях по преодолению кризиса, опубликованная в районке, имеет одноименное название.

Революционный дух долго витал над местностью. Известное дело, все шло от пролетариата - железнодорожных рабочих. В 1908 году здесь началось строительство участка Транссиба, появились первые станции - Зилово, Бушулей, Пашенная. «Искру» добавили и шахтеры, когда открылось месторождение каменного угля в Букачаче.

В 70-х годах прошлого столетия знаменательным был визит в Чернышевск генсека Брежнева. В Чите, например, в память об этом событии остался забор по ул. Ленина. Здесь такого «памятника» нет, но некоторые из местных жителей помнят, как правительственный поезд остановился на станции. Леонид Ильич вышел к жителям поселка, и состоялась дружеская беседа. Тогда глава государства удивился дыму над поселком, и ему объяснили: мол, кочегарок много. Генсек давно ушел в мир иной, а центральная котельная до сих пор «коптит».

Кстати, о вокзале. Возведенный в годы сталинских репрессий, он по сию пору считается самым красивым зданием на всей Забайкальской железной дороге. А вот еще достопримечательность: в 2010 году в пади Кулинда были обнаружены останки хищного динозавра компсогната, а год спустя - кости оперенных динозавров. Так был описан кулиндадромеус забайкальский, живший здесь 160 миллионов лет назад. Еще задолго до того, как появились коренные жители - эвенки и буряты, а потом и русские…

Маршалла хилда хьуна!

Так по-чеченски звучит «здравствуйте». На каждом углу не услышишь, но в районе крепкая чеченская диаспора. Есть армянские семьи, татарские, азербайджанские… В последнее время появились узбеки. В общем, интернационализм. Как подсчитал заместитель главы администрации района Сергей Котов, в районе живут представители 19 национальностей. И подчеркнул: «Все живут дружно». А почему именно чеченский мотив?

То там, то здесь дома современной постройки, с коричневыми стенами и фасадом. Услышала: «Чечены строят». О! Это целый род Ибрагимовых, а один из них Олхазур Гакиевич (жаль, умер недавно) очень много сделал для района. А его родственник, Тахир Бериев, построил прекрасную гостиницу - единственную во всем Чернышевске. Очень рекомендую, «Карина» называется. Бериев назвал ее в честь своей дочери. Не здание - замок, швейцара только не хватает при входе. Но здесь всех встречает Люся - собачка маленькая, с лисьей мордочкой. Думала, бездомная, но оказалось, ее хозяйка здесь работает, в кафе. Вот и Люся каждое утро за ней следом, как на работу. В командировке что главное? Ну, работа - это, конечно. А переночевать, поесть с комфортом и смаком? В «Карине» все найдете, в кафе - тоже. Хозяйка Светлана Бальжинимаевна Арьянова со своими девчатами старается, разнообразят меню. Но самое примечательное здесь - буузы. А потому их едят и на завтрак, и в обед, и вечером. Вкусно!

Лед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опасным

Пейзаж с помойкой

Поселок встретил пылью, захламленностью и скукой. Однообразные коробки пятиэтажек (микрорайон так и называется «пятаки») и серые деревяшки - взглядом не за что зацепиться. А еще помойки - этакие инсталляции, коллективный автор которых - сами жители поселка. Возмущаются: «Так жить невозможно!». Но - живут. Но глаза все-таки выхватывают картинки повеселее. В тех же «пятаках» среди домов будто оазис - детская игровая площадка с песочницами и качелями. Ну, могут же люди радость создать! Или вот еще: киоск, где хлеб продают по 15-18 рублей за буханку. И люди в очередь выстраиваются. Потому что дешевый, и потому что вкусный. А что важнее? Рядом бабули пристроились: на ящиках расставили банки и баночки с вареньями и соленьями, торгуют. Прямо под внушительной вывеской уселись: «Здесь торговля запрещена!» Через дорогу - рынок крытый. Но не идут в тепло, здесь сидят, игнорируя все административные запреты. Рядом другая вывеска: «Книги». Честно сказать, ослепила. Не в каждом поселке такой магазин найдешь. Тут и учебниками торгуют, и другие книги, вплоть до классиков, купить можно. Я не знаю, что на уме у хозяина магазина Владимира Чупрова, но путь избрал верный: не хлебом единым жив человек. Временем проверено: с 2003 года работает магазин, и закрывать его, похоже, не собираются.

Лед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опасным

Среди этого многообразия человеческого бытия набрела еще на два оазиса. Один - площадь перед зданием администрации района. Все по чину: фонтан (пока без воды), памятник воинам Великой Отечественной, добротная изгородь… В советские времена здесь размещался райком КПСС с плакатом: «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи». От эпохи осталось только здание. Совесть - через дорогу: храм Пресвятой Богородицы. Небольшой, без звонницы… Рядом строят новый, из кирпича. Рассказывают, деньги собирают всем миром. И завидуют Курлыченскому поселению, что за 20 км от Чернышевска. Там старая церковь, за 100 лет перевалило. Красивая, хоть и претерпела много. Но нашлись добрые люди, отремонтировали-отреставрировали, теперь стоит - сияет…

Чуть подальше от администрации и района - школа №63, довоенной постройки. На фасаде два барельефа: Владимир Ленин и Карл Маркс. Как отголосок времени, когда была стабильность во всем, а люди не зависели от слова «кризис».

В Жирекене - разруха…

Чем славился Жирекен? Конечно, горно-обогатительным комбинатом - здесь с 1988 года начались разработки месторождения молибдена. Как отмечали тогда, это был «большой скачок в развитии села». Добавим: и района - тоже. Это ж сколько дохода в казну приносили жирекенцы! А в 90-х, как везде - развал, разруха, безработица. Да и молибден упал в цене, комбинат законсервировали. Сейчас некогда процветающий поселок подавлен и в депрессии. Об этом и говорил Владимир Бурдуковский, бывший рабочий ГОКа и безработный, на митинге в Чите 4 апреля, где вместе с другими собравшимися выразил недоверие губернатору и правительству Забайкальского края.

Но люди в Жирекене живут и… терпят. Живут как могут, потому что деваться некуда. В прошлом году запустили щебеночно-дробильный комплекс. Мужское население поселка вздохнуло: не надо уезжать на работу вахтой, отрываться от дома и семьи…

Подсчитано, комплекс будет производить до 500 тысяч кубометров щебня в год. Наметились и потенциальные покупатели - предприятия, занимающиеся ремонтом железнодорожных и автомобильных домов; нужен щебень и в строительстве. Пока такие покупатели только в Забайкалье. Но уже есть планы расширить производство.

С этим связывают и расконсервацию ГОКа. Предпосылки для этого есть: у жирекенцев - серьезный и надежный парт­нер - компания «Союзметаллресурс», которая уже вложила в развитие комплекса более 100 миллионов руб­лей инвестиций.


В Утане - преступность…

Сотрудница Чернышевского отдела полиции огорченно отметила: «У нас преступность вверх ползет. И особенно среди несовершеннолетних, и особенно - в Утане. Причем, преступления дерзкие, средь бела дня… Там оружия много - учтенного и неучтенного. Охотники все, поголовно»… В Утане страшно жить. И не только потому, что можно нарваться на грабителя или разбойника.

Из знаменательного: в селе построили мост, один из четырех в районе. Оказывается, событие… И опять сравнения: когда-то здесь было два клуба, молокозавод, предприятия сельхозхимии и сельхозтехники, свое КБО… Венчал этот список колхоз имени ХХII партсъезда. Сейчас: почта, школа, детсад, медпункт… Правда, остался завод, который в добрые старые времена перерабатывал 40 с лишним тонн молока за сутки. Его привозили сюда со всех колхозов и совхозов района. А сейчас и тонны нет, да и ту закупают у частников. Народ живет в безнадеге, оттого и страшно…

В Букачаче пьют

Бывший горняцкий поселок тоже переживает не лучшие времена. Не простое время и у главы поселения Ольги Треневой. Но она несет свой крест стойко, как и подобает русской женщине. Раньше Букачача процветала: ну, кто не наслышан о местном угле? Шахтеры всегда жили в достатке, если не сказать - богато. Сейчас здесь 2600 жителей, из которых около трехсот работают, остальные - пенсионеры да дети. Есть безработные, случайными заработками перебиваются. Имеется еще одна категория, у которой свой, хоть и небезопасный, но стабильный бизнес: торгуют алкогольными суррогатами. Вот они-то и прибавляют Ирине Николаевне забот и хлопот. Она рассказывает, как приходят к ней женщины и жалуются: мужчины тащат из семей последнее, меняют на спирт. «Спиваются мужики!» - констатирует глава и борется изо всех сил со спиртоторговцами, коих в поселке не один, и не два. Вместе с полицейскими, конечно. Проводят рейды по «горячим» точкам, изымают отраву, штрафуют… А они опять как грибы после дождя. Недавно появилась другая гадость - «Антисептин-Марат», дезсредство в пятилитровой емкости, по 1300 рублей… Хоть и написано на этикетке: «Не принимать внутрь», любителей хоть отбавляй. А что? 40 рублей за сто граммов и - гуляй, душа! Но Тренева намерена эту гадость в своем поселении извести, как и спирторговцев. Во всяком случае, решительности у нее хватает. Как, впрочем, у любой русской женщины.

Между прочим, не только Букачача - пьяная. Полицейские ведут антиалкогольную работу во всем районе: изымают из оборота незаконную продукцию, наказывают за продажу алкоголя в «неурочное» время и несовершеннолетним. За это уважает их население, а особенно участковых и их начальника с героической фамилией - Иван Фрунзе!

Лед на забайкальских водоемах стал опасным

Индекс счастья

Какой он у чернышевцев? Мне кажется, высокий. Потому что есть надежда: лучшее все-таки впереди. А несут ее люди - молодые и пожилые. Не словами - своим образом жизни. Как Валентина Михайловна Рожнёва, заслуженный педагог, бывший директор школы №63. Живет с трагедией: совсем недавно погиб на Украине ее сын, бывший летчик… Но каждый день идет на работу - в свою родную школу, где не только дети, но и детище - музей с интересными и раритетными экспонатами…

Лед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опасным

А на самой тупиковой улице Чернышевска, в здании бани - кафе. Название необъятное - «Галактика». Хозяйничает здесь добрейшей души человек - Галина Черняк. А еще кулинар от Бога… «Ничего более вкусного в жизни не едал. Забота ваша об артистах кино исключительная. Ваш Бурляев». Это один из отзывов: Галина Юрьевна четыре года кряду кормила гостей и участников Забайкальского международного кинофестиваля. Блистает в Чите, а здесь жизнь как она есть. И всегда в окружении страждущих и обделенных. И всегда в ее доме кто-то живет. Вот и сейчас приняла под свой кров женщину с маленькой дочкой Катей.

Индекс счастья? Наверное, он зависит от отношения человека к жизни. В таких случаях нелишне вспомнить советского писателя и философа Евгения Богата: «Для силы человеческого духа нет столиц и нет периферии». К чернышевцам это тоже относится…

Бедная овечка

Долгое время символом Чернышевского района была овца. Кто не знал про знаменитую - забайкальскую тонкорунную! В госплемзавод «Комсомолец» наезжали делегации отовсюду, а как же, хозяйство-то было показательное. Овец завозили из Австралии и успешно разводили породу.

Теперь об этом говорим в прошлом. С сожалением. В «Комсомольце» новые хозяева - сыновья известного в недавнем прошлом читинского предпринимателя Константина Нагеля. Купили хозяйство со всеми овечками и угодьями всего за 2,5 миллиона рублей, хотя фактическая стоимость - 91 миллион. Вполголоса говорят в районе: «Рейдерский захват». Что будет с овечками? Так же вполголоса и безнадежно отвечают: «Ничего не будет». Хотя местным чиновникам новые и нахрапистые хозяева понравились: увидели в молодых заинтересованность в развитии хозяйства. Мол, собираются выращивать рапс, который сейчас дороже пшеницы, и уже договариваются с иркутянами на будущее: там налажено производство рапсового масла. А еще в окрестностях «Комсомольца» глину какую-то ценную нашли, добывать хотят… В общем, прощай, овечка? А известный опять же в прошлом совхоз «Байгульский»? Он нынче иначе называется - фермерское хозяйство. До недавнего времени им руководил Андрей Юндунов. И не только им одним - Ононским ОПХ, что в Шилкинском районе. Как говорится в таких случаях, сидел на двух стульях, что вызывало справедливый ропот у подчиненных с той, и с другой стороны. Понять Юндунова можно: Ононское ОПХ давно уже «на лопатках», даже кормов у скота не хватало, чтоб до лета додюжить. Вот Андрей Николаевич и вывозил потихоньку эти самые корма в Шилку… Но такое правило - «Делиться надо!» - байгульцам пришлось не по душе. Они - ультиматум: «Берешь - плати». Договорились как-то. Сейчас в Байгул вернулся Мунко Митупов - заработал пенсию в краевом минсельхозе и обратно домой. Его знают здесь по прошлым временам, и связывают с ним надежды на лучшее.

Лед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опасным

«У детей глаза горят!»


Это я услышала от одного из чиновников администрации района. И это при том, что в районе немало неблагополучных детей и семей, есть сироты при живых родителях, уже в этом году лишены прав на воспитание детей 17 матерей. Печально для всех времен. А сейчас, когда безработица и безденежье? «Но наши дети отличаются от других»,- заметил тот же Котов. Это он про тех, у кого «глаза горят».

В районе 22 школы, а в трех из них - №№ 2, 78 и 63 созданы и работают пионерские отряды. Недавно алые галстуки повязали пионерам в школе № 78. Настоящие - шелковые, и значки к ним - на фоне костра маленький портрет Ленина. На линейке было очень торжественно! И отряду своему ребята дали имя Владимира Забродина, воина-интернационалиста. Об этом рассказала классный руководитель и пионервожатая пятиклассников Наталья Леонидовна Вологдина, дипломант краевого конкурса «Учитель года». Она намерена воспитывать своих ребят в добрых традициях пионерского движения, а это значит: дружить помогать слабым и старым…

Лед на забайкальских водоемах стал опаснымЛед на забайкальских водоемах стал опасным

А как не будут гореть глаза у шестиклассников Руслана Шайдурова и Сережи Молева, когда 23 февраля начальник ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Александр Сидоров вручил им награды - медали «За спасение утопающих на воде». В апреле 2014 года мальчишки спасли тонущего первоклассника, провалившегося под лед. Поступок, достойный любого мужчины…

Фото автора

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности