В Забайкалье обезврежена крупная банда наркоторговцев

14:40, 13 марта 2008

Связисты отмечают свой профессиональный праздник в мае, сотовые операторы - в апреле, а между тем первые в России телефонные станции начали работать в Москве и Санкт-Петербурге 13 июля 1882 года. А когда в Чите появилась телефонная связь?

«Для абонентов первой категории»

В будущем году читинские связисты отметят юбилей: 120 лет назад, в июле 1896 года, в здании Читинского почтамта (тогда это была единая организация - читинская почтово-телеграфная контора), на втором этаже левого крыла начала работать телефонная станция емкостью 571 номер.

За первые семь лет в городе появилось 350 телефонных аппаратов. Поскольку информация передавалась при помощи электрических сигналов, то горожан, счастливых обладателей телефонов, можно было увидеть издалека – на крышах их домов устанавливались громоотводы.

У каждого абонента на квартире сооружали целый агрегат весом более восьми килограммов: электросигнальный прибор Гилелянда, микрофон Блэка, телефон Белла и элемент Лекланже. Агрегат был несовершенным и неудобным в использовании. Микрофон находился на нижней панели, отчего говорящий был вынужден сгибаться в три погибели, а снимая телефон с рычага, надо было еще и теребить этот рычаг рукой - чтобы удостовериться, что он поднят.

А потом появились телефоны Эриксона, в которых микрофон и телефон (устройство стали называть по названию той его части, в которую поступал звук) были уже объединены в одно целое.

Самый наблюдательный бытописатель Читы, межевой инженер Алексей Иванович Попов в своем путево­дителе «Город Чита», вышедшем в 1907 году, написал, что годовая плата за телефон при условии, что расстояние от станции до места установки не превышало двух верст, составляла 75 рублей. Такие владельцы назывались «абонентами первой категории». За каждую дополнительную версту плата увеличивалась на 15 рублей - для «абонентов второй категории».

Линия проводилась за счет государства, за аппараты нужно было платить только в случае их поломки. Связью надлежало пользоваться не менее года, уплачивая за нее за полгода, а иногда (тем, кто жил далеко) и за год вперед.

Немалые деньги, если роскошная хорьковая шуба в самом дорогом магазине стоила 85 рублей! Как отмечал Алексей Попов, «дабы не лишать абонентов Читинской телефонной сети возможности пользоваться телефоном во время пребывания их на дачах, допускается абонемент на летний сезон». За дополнительную плату, разумеется. Желающих было много.

«Звоните короче. И один раз…»

Если в 1896 году телефонную станцию Читы обслуживали три-четыре телефонистки, то в 1909-м емкость сети составляла 480 номеров, а в штате было уже 25 человек, в том числе 10 телефонисток.

Поскольку эта должность считалась в те времена достаточно престижной, правила отбора были впечатляющими. «Телефонные барышни» должны были быть образованны, терпеливы, вежливы и молоды. Им требовалась хорошая память, чтобы запоминать номера, имена абонентов, их должности и титулы. Замужество не приветствовалось, чтобы «лишние думы и заботы не приводили к ошибкам при соединении».

Кроме того, претендентке предполагалась быть по тем временам очень высокой (от 154 сантиметров) с длиной туловища в сидящем положении с вытянутыми вверх руками не менее 128 сантиметров, чтобы дотягиваться до соединительных гнезд. Специфика работы, ничего не поделаешь.

Алексей Попов оставил удивительные записи о том, что в Чите в начале прошлого века пожаловаться на плохую связь можно было напрямую начальнику станции (!), позвонив ему на домашний телефон: «О всех неисправностях телефона или телефонисток следует заявлять по возможности немедленно в канцелярию телефонной станции заведывающему сетью (телефон №330) или на квартиру его (телефон №400); с жалобами же обращаться почтою к начальнику Иркутского Почтово-Телеграфного Округа в г. Иркутске».

«Как надо пользоваться телефоном»

Неоднократно приходится телефонистке выслушивать разного рода нарекания:

- Почему долго не отвечаете?

- Почему все время занят абонент? И т.д.

А между тем часто недоразумение происходит от неправильного пользования телефоном. Чтобы избежать этого, абоненту следует придерживаться только четырех несложных правил:

  1. Звоните короче и один раз, можно два (предварительно повесив телефонную трубку на крюк).
  2. После звонка слушайте и ждите слова «центральная», после чего говорите обязательно номер телефона, с которым желаете говорить.
  3. Никогда не ждите ответного звонка от центральной станции.
  4. Обязательно после переговоров нужно давать отбой (3-4 коротких отрывистых звонка) и не затруднять телефонистку вопросами начет времени и т.д.

«Забайкальский рабочий», 31 июля 1927 г.

И хотя жалованье девушкам платили приличное - 30 рублей в месяц, «текучка» на телефонной станции была большой. Вот как в 1891 году в журнале «Электричество» описывался тяжелый труд телефонистки: «Нервные припадки нередко заставляли бедную женщину отказаться от места спустя каких-нибудь полтора месяца после столь трудного поступления на открывшуюся вакансию». Почему?

А вы представьте. Юные телефонистки, снабженные наушниками и микрофонами, денно и нощно вручную соединяют абонентов. Несколько десятков вызовов в час. Рабочее место нельзя покидать ни в коем случае, грубить клиентам и теряться от лавины звонков тоже нельзя. Шум на станции невероятный. Выходной – один раз в месяц. Поэтому сбои в работе, конечно, были, как и следующие зарисовки в «Забрабе».

Пешком скорее

- Центральная! – 163

- Готово.

Дэинь…Дзинь…

- Оттуда 169, отдел охраны.

- Дайте отбой. Мне нужно 163!

Дзинь… Дзинь…

- Центральная!

В ответ звонок телефона №169.

Снова просьба: дайте отбой.

Дзинь…Дзинь… и т.д.

- Центральная!

В ответ отбой телефона №169 ожидается 2 минуты.

В третий раз: Центральная!

Гробовое молчание.

Еще раз: Центральная!

Наконец-то она. Уф, дозвонился.

- Дайте 1-6-3.

- Готово.

Дзинь… Дзинь…Ни звука.

Устал. Бессильно опустился на стул. Отдыхает. Собрался с силами, опять та же музыка: дзинь…дзинь… и тишина. Слышно, как муха бьется об стекло окна. Центральная спит летаргическим сном. Очевидно, пробудится через 200 лет. Вот тогда уж, наверное, полегче будет пользоваться телефонами, а пока придется бросить это занятие и сбегать в контору Дальлеса. Так-то скорее.

Парткор Косур

«Забайкальский рабочий», 20 мая 1925 г.

Один телефон – на 87 горожан

К 1919 году читинские телефонистки обслуживали лишь 615 абонентов - один телефонный аппарат приходился в среднем на 87 горожан.

«С Нерчинском уже существует телефонная связь, - сообщал «Забраб» 4 сентября 1925 года. - Теперь устанавливается междугородное телефонное сообщение с Маккавеево, Оловянной, Дарасуном и с Черновскими копями. По телефонизации Забайкальской губернии работает специальная комиссия, выделенная Губпланом под председательством заведывающего почтовой конторой». А уже через четыре месяца, 3 января 1926 года, газета рапортовала: «Закончена установка телефонной связи между Читой и Дарасуном».

Переводка телефонной сети

В недалеком будущем начнутся работы по переводке телефонной сети с однопроводной системы на двухпроводную. Этим устраняется недостатки, проявляющиеся при пользовании телефоном и, между прочим, значительно увеличивается «слышимость» речи.

Работы по переоборудованию сети займут около года.

«Забайкальский рабочий», 4 сентября 1925г.

В 1934 году в Чите была создана междугородная телефонная сеть, на которой работало восемь коммутаторов и переговорная кабина, а из аппаратного зала телеграфа горожане могли звонить в Москву, Иркутск, Улан-Удэ, Сретенский район, Борзю и Сковородино. Накануне войны, в 1939-м, емкость станции увеличилась до 2400 номеров – один телефон приходился уже на 30 читинцев…

А потом было несколько десятилетий, когда стационарный телефонный аппарат являлся не только необходимой, но и статусной вещью, иметь которую было престижно. Правда, и абонентская плата составляла всего полтора рубля в месяц.

Пока однажды не зазвонил мобильный телефон.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"