Зачем власть представляет положение дел в регионе краше, чем оно есть на самом деле?
Пресс-конференция, которую провёл Константин Ильковский на прошлой неделе, была выдержана в сдерженно-оптимистическом тоне. Во всяком случае, серьёзной тревоги за положение в регионе не прозвучало. В то же время ситуация просто угрожающая.
О плохом, как о покойнике - ничего
Около двух лет назад, с приходом нового губернатора Забайкальского края, появилась надежда, что традиция прежнего руководства сглаживать острые углы в регионе уйдёт в прошлое. Но оказалось, что традиция живёт и процветает. Во всяком случае, на последней пресс-конференции в выступлении и ответах на вопросы Константина Ильковского особой тревоги не прозвучало. Более того, в самом начале губернатор подчеркнул некие успехи региона в промышленном производстве. Действительно, за первое полугодие показатель промышленного производства (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) на 2,1% оказался выше, чем в том же периоде прошлого года. Но какова динамика? Губернатор умолчал, что в июне, например, промышленность региона сработала уже на 3,5% хуже, чем в том же месяце 2014 года. Казалось бы, мелочь. Но она характеризует стремление руководителя края сгладить острые углы, убаюкать общественность. И не случайно, детали многих направлений хозяйственной деятельности в этот период тоже были скрыты.
Взять, например, ввод в действие жилья – важнейший для нашего региона показатель, учитывая большую миграцию населения, безработицу и проч. За полугодие было введено 60 520 кв.м. жилья – это всего 71,4% к тому же периоду прошлого года. А в благоприятном летнем месяце июне было введено всего 11 661 кв. м. – 32,1% к соответствующему периоду прошлого года. Конечно, надо учитывать кризис, подорожание кредитов, в том числе ипотеки, трудности с иностранными рабочими, но всё же падение столь велико, что только этими причинами объяснить его нельзя.
Что уж говорить о сельском хозяйстве, которое тоже снижает свои показатели по сравнению с прошлым годом. Здесь свои объяснения – засуха, которая поразила многие районы. Но для нашего края это далеко не аномалия природы – в прежние годы бывали засухи и покруче, корни спада надо искать в другом. Но гораздо легче всё объяснить санкциями, кризисом, природными катаклизмами – и в этом плане нынешнее руководство регионом преуспевает и ничем не отличается от прошлого.
В долгах как в шелках
Деликатно обошёл губернатор и такую важнейшую сферу как проблемы с бюджетом края и пути выхода из глубочайшего и опасного кризиса. Лишь мимоходом было сказано, что закредитованность (внутренний долг) краевого бюджета уже достиг 25 млрд. рублей, а к концу года увеличится ещё на 7 млрд. рублей. И это притом, что собственные доходы на 2015 год в структуре бюджета составляют всего 26,6 млрд. рублей (остальное -15,3 млрд. – трансферт и субсидии из федерального бюджета), но как будут исполнены данные назначения – ещё вопрос. Дефицит бюджета, составлявший изначально 5,5 млрд. рублей, растёт из месяца в месяц, а перспектив для выправления положения вещей – не видно. Хотелось услышать на этот счёт чёткий план действий от губернатора, но его не последовало. Более того, прозвучали бодрые сообщения, что якобы удалось добиться сбалансированности бюджета, выплатить зарплату бюджетникам и проч.
Ну, с какими трудностями и задержками выплачивалась зарплата и отпускные учителям – известно. Только помощь федерального центра позволило всё же осуществить выплаты, при этом пришлось серьёзно «оптимизировать» бюджет, урезав многие другие социально значимые статьи. Но ведь так продолжаться дальше не может. Однако губернатор, немало внимания уделив «работе с правительством по дешёвым кредитам» и т.д. обошёл вопрос о том, а за счёт чего в дальнейшем мы будем выплачивать коммерческим банкам десятки миллиардов рублей долгов по кредитам со средней ставкой 11% – да и бюджетные кредиты отдавать надо, пусть и под маленький процент. И как это отразится на нашей жизни уже в ближайшие годы?
Стоять дальше на паперти федерального правительства с протянутой рукой – уже неприлично. Что же мы можем сами? Здесь картина более чем печальная. Согласно данным Забайкалкрайстата, в январе-мае текущего года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций сложился отрицательный и составил 5 млрд 992,5 миллиона рублей. Доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. увеличилась на 4,8% и составила 43% в общем числе организаций. Какой уж тут рост налоговых поступлений!
Более того, стоит посмотреть на налогооблагаемую базу попристальней - и увидим, что она сокращается как шагреневая кожа. Ежемесячно в текущем году коэффициент ликвидации предприятий (отношение количества официально ликвидированных организаций к среднему их количеству, учтенных в Статистическом регистре, рассчитанное на 1000 организаций), как отмечает Забайкалкрайстат, составляет от 2,4 (в мае) до 6,5 (в марте). Причины ликвидации предприятий разные, но и здесь легко сослаться на трудности кризиса и т.д. Но ведь на то и многочисленные министры, ведомства края, армия чиновников, чтобы при любых обстоятельствах решать проблемы, добиваться положительных результатов, а не кивать на объективные причины.
Имидж создаётся не шумихой
Обо всём этом губернатор стыдливо умолчал, зато много говорил о необходимости создавать имидж нашего края на российском уровне. Этому, по его мнению, способствуют и культурные, спортивные мероприятия в нашем регионе вроде международного шахматного турнира, предполагаемой Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница» и проч. Думаю, никто не станет возражать против таких мероприятий, которые оживляют нашу жизнь. Но это ли создаёт благоприятный имидж Забайкальского края?
Провальные итоги в экономике и бюджетной сфере влекут и самые негативные последствия в социальной сфере. Например, средняя зарплата за полугодие у нас составила 29938 рублей, что ниже, чем в среднем по России. Но кто, например, поедет работать в село, где средняя зарплата составляет 5986 рублей? А банковские работники получают в среднем больше 50 тыс. рублей в месяц. Губернатор же, в том числе и на пресс-конференции, продолжает настаивать на целесообразности сдачи забайкальских сельхозземель в аренду китайским полеводам. При этом говорит: мы же живём в домах, построенных китайцами, почему бы не отдать им в аренду и землю? Ну, думается, сравнение некорректно. Китайская бригада построила дом – и ушла. А земля – это не просто средство производства, это образ жизни, где оседают на жительство люди, обрастая семьями, хозяйством, рожают и воспитывают детей, создают свою субкультуру. Кто будет жить на этих землях через десять-двадцать и более лет – вопрос не только экономики, но и геополитики, культуры, социальной сферы и проч. Почему руководители региона не понимают этого – трудно сказать.
Возможно, ответ кроется в видимой лёгкости решения вопроса использования наших сельхозресурсов: дескать, завёз трудолюбивых китайцев – и получай продукцию, доходы в бюджет и проч. А ведь выход один: надо преодолеть позорное положение, что сельский житель получает 5-6 тыс. рублей зарплаты, не знает, как сбыть полученную им продукцию, отдавая её за бесценок заезжим перекупщикам, не имеет даже малой части благ, которые есть сегодня в городе и т.д. Работать в этом направлении труднее, чем завезти дешёвую рабочую силу из-за границы, как мы до сих пор делаем это в строительной отрасли и потом пожинаем печальные плоды.
И вряд ли благоприятный имидж нашего края повысится за счёт шумных мероприятий, если люди массово покидают край из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств, если смертность превышает рождаемость, а безработица по-прежнему высокая и нет тенденции к увеличению занятости, цены растут высокими темпами, а зарплата в большинстве отраслей мизерная. Вряд ли при всех этих обстоятельствах кто-то рискнёт инвестировать в край деньги, пленённый шумными чемпионатами и игрой «Зарница». Придут, если мы переломим провальную политику в экономике и социальной сфере и покажем, что работать у нас могут не только китайские строители и землепашцы, но и сами забайкальцы.
Однако позиция руководителей нашего края, продемонстрированная в очередной раз на пресс-конференции, к сожалению, не позволяет надеяться на изменение ситуации в регионе.
Владимир Тихомиров