Организация поездок школьников в другие города – большая ответственность. Тем более, если ехать предстоит в другую страну. История о трагедии с ученицей читинской гимназии №4 Соней Петрищевой не оставила равнодушным никого. У многих возникли закономерные вопросы из разряда «Кто виноват?». Однако кто же все-таки несет ответственность за то, что произошло летним днем в городе Яньтай, так и остается непонятным до сих пор.
Для тех, кто не знаком с обстоятельствами трагедии, ниже - хронология событий. Версия произошедшего, которая здесь рассматривается, это лишь версия, основанная на заявлениях разных сторон. Как все было на самом деле – разбираться следствию.
Хронология
9 июля в китайском городе Яньтай ученица читинской гимназии выпала с третьего этажа общежития института. В КНР она проходила курсы обучения китайскому языку. Ее госпитализировали в больницу, где врачи в течение суток провели две сложнейшие операции.
13 июля стало известно, что пострадавшую могут спецбортом МЧС доставить в Читу. В случае, если это не случится, то транспортировка девочки обойдется примерно в 4 млн рублей.
19 июля Посол России в КНР прилетел из Пекина в Яньтай, чтобы координировать работу врачей и сотрудников МЧС по доставке школьницы на родину.
20 июля девочку спецбортом МЧС привезли в Читу, в краевую детскую клиническую больницу.
22 июля появилась информация о том, что родители пострадавшей в экстренном порядке ищут врачей-консультантов в Москве из-за того, что медики в Чите признали случай с их дочерью безнадежным.
23 июля в Краевую детскую клиническую больницу приехал профессор из Москвы, доктор медицинских наук, хирург высшей категории Владимир Раднаев. Он подтвердил крайне тяжелое состояние Сони, но заверил, что надежда есть.
26 июля стало известно, что врачи признали девочку нетранспортабельной в другие города для лечения.
5 августа Соня умерла…
24 августа следователи возбудили уголовное дело по факту гибели 13-летней читинки.
Версия
Корреспонденты «Забмедиа» и «ЗабТВ» не раз общались с родителями Сони, разговаривали с учительницей, которая сопровождала детей в Китае, и с директором гимназии. Из этих разговоров складывается следующая версия событий летних дней.
Родители на школьном собрании договорились о поездке 10-ти школьников в Китай на языковую практику во время каникул. По словам директора гимназии Ирины Репиной, это была договоренность исключительно «между собой», мол, руководство учебного заведения ничего об этом не знало. Подтверждает это и пресс-секретарь краевого управления Следкома Егор Марков.
- Вопрос об ответственности руководства гимназии на текущий момент не стоит: гимназия фактически не участвовала в организации учебного тура, на её территории лишь было организовано проведение родительского собрания, - рассказал Марков.
Учебное заведение не имеет никаких договорных отношений с городом Яньтай. В рамках официальных школьных поездок детей из гимназии №4 везут в Пекин, в Маньчжурию, но не в Яньтай. Как выяснили корреспонденты в беседе с директором, поездка вообще была организована по индивидуальным путевкам от турфирмы. Интересно, что никаких договоров с турфирмой у родителей нет.
- Никаких турпутевок, ничего не было. Нам недавно сообщили, что, якобы, комитет образования провел какое-то расследование по нашему делу и написал, что поездку организовывала турфирма «Интер-тур». Но это полный бред! Мы ходили в комитет, нам там сказали, что это ошибочная информация, «Интер-тур» здесь не причем, будем дальше разбираться, - рассказал «Забмедиа» Денис Петрищев, отец Сони.
Договорившись об организации поездки, родители доверили это дело учительнице более чем с 35-летним стажем Галине Шалагиной. Однако, как отмечают следователи, договоренность касалась лишь перевозки детей через госграницу, то есть за происходящее в самом Китае она уже не отвечала.
- Вопрос об ответственности Шалагиной – в процессе изучения, окончательного решения еще не принято. В момент инцидента она была в другом помещении. Сейчас ещё рано делать выводы о виновности или невиновности участников этой истории. Уголовное дело находится в стадии расследования и следователям, прежде всего, надо разобраться с событиями, происходившими в тот злополучный день, а также оценить, насколько оперативно и качественно была оказана помощь Соне. Однако правовая оценка будет дана и действиям руководства и работников учебного заведения. Окончательные выводы следствия будут сделаны позже, после детального изучения всех обстоятельств дела, - рассказал Егор Марков.
В Забайкальском правозащитном центре «Забмедиа» заявили, что следствие по этому делу может зайти в тупик.
- Сейчас, скорее всего, следствие зайдет в тупик в плане привлечения к уголовной ответственности. Это в том случае, если был договор только на переход границы, и не было дальше определено, кто несет ответственность за детей, то есть если нигде это не урегулировано и не прописано. Это, возможно даже, пробел в законодательстве. Мы уже с похожим случаем сталкивались в своей практике. Я думаю, что этот вопрос нужно поднимать уже на законодательном уровне, чтобы в законе было установлено, кто в подобных ситуациях должен нести ответственность, - рассказала руководитель правозащитного центра Анастасия Коптеева.
Оставим право указывать на виновных следственному комитету. Однако дьявол, как всегда, кроется в мелочах. В этом случае - в мелочах бумажных, о чем нам и сказали в правозащитном центре. В наш «юридический» век, как никогда, требуется чуткое отношение к юридическим аспектам любых мероприятий. Договоренность на словах, как оказалось, не несет ни юридической силы, ни силы понимания ответственности у взявших на себя эту ответственность.
…Соню уже не вернуть… Любой здравомыслящий выразит родителям ребенка свои соболезнования. Это трагедия. Для общества она должна стать настоящим прецедентом и уроком того, как не стоит доверять жизни своих детей другим.