Пожар возник во второй половине дня 23 марта примерно в девяти километрах к северо-западу от села Байн-Цаган, предположительно - от пала сухой травы, на старой гари с огромным количеством сухой мертвой древесины, и благодаря сильному ветру быстро распространился по этой гари в юго-западном направлении.
Пожар настолько силен, что шлейф дыма от него, отчетливо видимый на снимках MODIS, простирается на юг, на территорию Монголии, более чем на сотню километров. Скорее всего, локализовать этот пожар будет очень трудно в связи с огромным запасом горючего материала на старой гари, по которой он распространяется.
В субботу вечером по местному времени, расстояние от кромки пожара до села Байн-Цаган составляло около семи километров, до села Буйлэсан - около десяти километров, до села Якши - около тринадцати километров, до села Урта-Харгана - около четырнадцати километров, до границы между Россией и Монголией - около тринадцати километров.
В ближайшие дни в зоне действия пожара ожидается сухая ветреная погода, осадков в течение недели не предвидится.Ни МЧС, ни Рослесхоз, ни правительство Забайкальского края об этом пожаре пока ничего не сообщают.
Многочисленные палы сухой травы, местами, по всей видимости, также переходящие в леса, наблюдаются и в ряде других районов Забайкальского края. По всей видимости, в ближайшие дни в регионе следует ожидать существенного ухудшения ситуации с пожарами.
По данным Рослесхоза, по состоянию на 21 марта 2012 года в Забайкальском крае, как и в целом в азиатской части России, не было ни одной организации, получившей лицензию на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров (с 1 января 2012 года эта деятельность подлежит обязательному лицензированию). С точки зрения действующего законодательства, тушить крупный лесной пожар, действующий в Ононском районе, некому, отмечает «Лесной форум Гринпис России».