Комитет социального обеспечения занялся медицинскими проблемами

16:51, 3 апреля 2008

9 октября – Всемирный день почты

Начнём с того, что моему сыну московское начальство отправило важное письмо. В нём – аккредитационное удостоверение, позволяющее журналисту федерального СМИ иметь особые полномочия в день выборов. В Москве почтовики конверт проштамповали 29 августа. Но читинский штамп появился на конверте лишь через 12 (!) дней – 8 сентября. А дальше самое интересное: понадобилось ещё почти две недели, чтобы письмо оказалось в почтовом ящике по указанному адресу. И произошло это 20 сентября – через два дня после выборов. Интересно, а сколько дней шло письмо в Забайкалье сто лет назад?

Эх, тройка! Птица-тройка…

12 ноября 1698 года император Петр I подписал указ о регулярной почте в Сибирь, и уже через два месяца первый почтарь выехал из Москвы. Он вёз 28 царских указов головам различных городов Урала и Сибири и 12 частных писем от купцов – в Иркутск, Тобольск, Тюмень, Илимский острог, Якутск, Сургут и Нерчинск.

В те времена почту на далёкую восточную окраину Российской империи увозили только три раза в год, пользуясь гужевыми дорогами, вьючными тропами, а летом – бурными сибирскими реками.

Кстати

«Ямская гоньба» (от слова «гонец») - так называлась тогда почтовая служба. Слова «ям» (дорога) и «ямчи» (проводник) - татаро-монгольские. Ямами называли путевые станции, где останавливались и меняли коней ямщики, эстафетой передававшие почту.

В 1726 году, когда была учреждена почтовая станция в Читинском остроге, письма из Москвы отправлялись уже один раз в месяц. В 1735-м, когда завершилась прокладка Сибирского (мы называем его Московским или Романовским) тракта, еженедельно. А с 1770-го, с появлением самого быстрого по тем временам транспорта – знаменитой русской тройки, через каждые три-четыре дня.Средняя скорость тройки по хорошей дороге – восемь вёрст в час (верста – 1066,8 м). «Во всякое время почтовые пробегают 200 вёрст в сутки. Из Красноярска в Иркутск 1000 верст легко поспевают в трое суток»,- писал первый губернатор Енисейской губернии Александр Петрович Степанов. Чтобы почта доходила быстрее, в специальной инструкции для курьеров обговаривалось: «Нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться!».

Среди ямщиков ходила легенда о сыне декабриста, доставившего распоряжение Александра II об освобождении декабристов за две недели из Петербурга в Иркутск. У правительственных почтовых курьеров были особые полномочия: на их упряжи висели валдайские колокольчики, дававшие высшую привилегию на тракте. Попробуй не уступи дорогу повозке с колокольчиком: огреют по спине кистенём - железной гирькой, приделанной к деревянной ручке цепью или ремнём. И … мама, не горюй! Как только слышался звон, смотритель почтовой станции бежал скорее к стоящей наготове тройке лошадей - на замену, потому как почтовый чиновник не имел права надолго останавливаться. Замешкался смотритель - получил по шее.

Но хотя вся протяженность Московского тракта была вымерена, открыты ямские станции, поставлены полосатые верстовые столбы, он по-прежнему оставался летом верховой тропой, зимой – санным путем.

Дословно

Чехов А.П. Из Сибири. Путевые очерки:

«Сибирский тракт - самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всём свете... Судя по рассказам, больше всех страдает почта. Пока я ехал до Иркутска, меня в продолжение шести суток не обгоняла почта из Москвы; это значит, что она опоздала больше, чем на неделю, и что целую неделю терпела какие-то приключения. Сибирские почтальоны - мученики. Крест у них тяжёлый. Это герои, которых упорно не хочет признать отечество. Они много работают, воюют с природой, как никто, подчас страдают невыносимо, но их увольняют, отчисляют и штрафуют гораздо чаще, чем награждают».

А по дороге – не только «буераки-реки-раки, руки-ноги береги», но и грабители. Не зря в народе тракт называли «великим кандальным путём» - по нему прошли и проехали на каторгу тысячи арестантов. Случались побеги и нападения каторжан на почтовые тройки. Разбоя хватало.

Проблемы - прежние

В 1828 году при почтовой станции была открыта Читинская контора по приёму, выдаче и пересылке корреспонденции, но почтовая связь на Читу оставалась перегруженной. А когда в Читинский острог начали привозить декабристов, тем более: стало поступать невиданное количество писем, инструкций, наставлений и формуляров для начальства, книг, журналов и газет – для ссыльной российской интеллигенции.

В 1880-м в Чите появился первый почтовый ящик, из которого письма вынимали раз в сутки. Интересно, что первые ящики были деревянными, сверху обшитыми листовым железом. Лихие люди взламывали их нещадно или просто уносили с собой. Поэтому через некоторое время их заменили на чугунные, весившие более 40 килограммов.16 декабря 1899 года была завершена укладка Забайкальской железной дороги, и оборот почтовых грузов резко увеличился. В1902 году Забайкальским управлением почтово-телеграфного округа было получено-отправлено почти 120 тысяч простых писем, 26 тысяч бандеролей, 5 тысяч посылок.

Объявление

В виду участившихся в последнее время случаев опускания в почтовые ящики почтовых карточек (открытых писем), на рисунках коих наложена смесь слюды с толчёным стеклом, доводится до сведения корреспондентов, что вышеупомянутые почтовые карточки, согласно ст. 100 постановления по почтовой части, ч. 1, изд. 1909 г., отправлению по назначению не подлежат.

Означенные почтовые карточки могут пересылать только в закрытых письмах. Лица, опустившие для отправления подобного рода карточки, приглашаются в контору для получения их обратно.

«Забайкальская новь», №270, 18 декабря 1909 г.

Первая мировая война, революция, гражданская война нанесли почте значительный урон. Связь столицы с регионами была полностью или частично нарушена. Хаос, в который погрузилась страна, парализовал работу связистов.

Залежи посылок

На ст. Маньчжурия, в местной Почтовой конторе, задержано свыше тысячи солдатских посылок, подлежащих отправлению в армию. От долгого хранения посылки пришли в негодность. Только 15 марта жалкие остатки от этих посылок стали отправлять на фронт. В то же время посылки спекулянтов принимались даже ночью и в большом количестве.

«Забайкальский рабочий», №10, 23 марта 1917 г.

Постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями (в 1929 году в Чите заключен договор с «Автодором» на доставку почты автомобильным транспортом), значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Только корреспонденция всё равно «застревала».

Быстрее черепахи

Перевод из Ерофея до Читы шёл 18 дней. Уполномоченный по подписке магазина Заб. ТПО на станции «Ерофей Павлович» сдал денежный перевод на почту 6 декабря (штамп ерофеевской почты), а в Читу этот перевод пришёл только 24 декабря (штамп читинской почты). В результате весь коллектив остался на декабрь без газеты. Неужели от «Ерофея» до Читы для перевода денег по почте требуется 18 дней, если почтовый поезд идёт всего лишь двое суток?

«Забайкальский рабочий», №2, 4 января 1929 г.

…Прошли годы. Теперь интернет и электронная почта экономят время желающих получать срочную корреспонденцию. Но только по-прежнему нередко промежуток между отправкой обычного письма и его получением занимает десятки дней. А то и лет. Например, в этом году жительница Томской области получила письмо, отправленное её родственнице 40 лет назад, а жителю Иркутска письмо из соседней Бурятии шло 17 лет.

А теперь вернёмся к тому важному удостоверению, отправленному из столицы в нынешнем августе. Так вот, согласно контрольным срокам пересылки писем, утверждённым постановлением правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160, письмо из Москвы в Читу должно доставляться за шесть дней (без учёта дня приёма).

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"