Задержание 19-летнего Павла Лоншакова за грабеж ювелирного салона, по мнению правозащитников, - это очередная попытка коррумпированных правоохранителей повлиять на общественное мнение, дискредитировать жертв насилия и пресечь новые расследования полицейского произвола в городе Могоча.
В пятницу пресс-служба УМВД по Забайкальскому краю заявила о задержании в Могоче одного из потерпевших по делу о произволе полиции. Якобы, 22 ноября он оказался рядом с тайником – сумкой с похищенными из ювелирного салона украшениями на сумму 180 тысяч рублей. Пресс-служба уточнила: потерпевшие опознали задержанного, не смотря на то, что напавшие на салон грабители были в масках.
- Второй день мы проводим свое расследование. И вновь склоняемся к мысли, что это очередная провокация полицейских, причастных к уголовному делу о пытках подростков в Могоче в 2009-2012 годах, - говорят юристы Забайкальского правозащитного центра.
Вчера из разговора с матерью Лоншакова юристы узнали: во время ограбления ювелирного салона Павел должен был быть на работе – он устроился в котельную. А сегодня два работника этой котельной пришли домой к главе Могочинского района Дмитрию Плюхину, которого в городе знают и как члена Правления Забайкальского правозащитного центра.
Под видеозапись работники котельной рассказали главе района, что, узнав о задержании Лоншакова и времени нападения на салон, они удивились – в этот час Павел был на работе.
- Если это правда, то УМВД поспешно бросило тень на потерпевшего от пыток, не проверив наличие или отсутствие у него алиби. Работники котельной утверждают, что к ним по этому вопросу никто не приходил, - говорит глава района Дмитрий Плюхин.
23 ноября, по сообщению пресс-службы УМВД края, Могочинский районный суд взял Лоншакова под стражу. Правозащитники полагают, что арест в ситуации, когда следствие не проверило доводы подозреваемого, его родных, знакомых и коллег о наличии алиби, - это беззаконие. А учитывая, что дело о грабеже расследует краевое УМВД, есть повод полагать: на защиту «чести мундира» брошены дополнительные силы. И интерес к делу о произволе полиции проявлен на более высоком уровне.
Правозащитники пока не установили место содержания Павла. Вчера он находился в ИВС Могочинского отдела полиции. Но сегодня, по непроверенным сведениям, его с пакетом на голове усадили в машину – в таком виде под конвоем омоновцев его вывезли в Читу.
Юристы напоминают, что в апреле этого года потерпевшего Павла Лоншакова уже похищали с целью оказания на него давления. Произошло это сразу после возбуждения уголовного дела о пытках над подростками – в отношении 5 полицейских, в том числе и замначальника отдела «Могочинский».
Материалами завершенного расследования сегодня установлено: к похищению и вывозу Лоншакова в Читу, где он на видеокамеру «признался» в оговоре сотрудников, были причастны первые лица отдела полиции. А также адвокат, который еще недавно сам в должности начальника этого отдела укрывал факты насилия над несовершеннолетними потерпевшими.
Из распечатки телефонных разговоров следует, что накануне апрельского похищения Лоншакова руководители отдела обсуждали способы противодействия следствию – с помощью подкупа и оказания давления на потерпевших, используя «общак» и «ручных» адвокатов. В разговоре упоминалась фамилия председателя райсуда – полицейские рассчитывали и на его помощь в сокрытии улик по уголовному делу.
Краевое УМВД и начальник отдела «Могочинский» в те же дни распространяли в СМИ ложную информацию о потерпевших подростках. А на телефон директора Забайкальского правозащитного центра даже поступил звонок от представителя криминального сообщества Могочи. Он просил «решить вопрос мирным путем, чтобы у ментов не было проблем».
После установления места, где сегодня содержится арестованный Лоншаков, правозащитники намерены найти для него принципиального адвоката, чтобы исключить любые попытки психического насилия и возможной фальсификации его виновности по делу о грабеже.
Как ранее сообщалось, 10 апреля Следственное управление СКР по Забайкальскому краю возбудило в отношении пяти полицейских уголовное дело по факту применения насилия к Павлу Лоншакову и еще 8 молодым жителям Могочи, самому младшему из которых было 14 лет.
По информации правозащитников, в июле 2011 года несовершеннолетний Павел Лоншаков несколько суток содержался в отделе «Могочинский», где его принуждали дать показания в совершении ряда краж, но затем отпустили. В марте 2012 года Лоншакова вновь задержали, потребовав самооговора по ряду нераскрытых преступлений. Парень рассказал, что его били по голове, надели на голову противогаз, несколько раз зажимали шланг, отчего он не раз терял сознание. Применялись и другие пытки, после чего Павел подписал 8 бланков явок с повинной.
В феврале 2009 года 16-летнему жителю Могочи Андрею Пегову оперативники надели на голову противогаз, пережимали шланг, заставляли дышать табачным дымом и парами ацетона. Затем полицейские засунули ему в ухо металлическую спицу, повредив барабанную перепонку. Когда бабушка подростка написал заявление в прокуратуру, к ним домой пришел начальник полиции и виновные опера. Они, по словам Андрея, просили прощения, предлагали денег.