В России появятся талоны на хлеб

17:36, 14 апреля 2008

Из голливудских попыток перенести на большой экран японское аниме практически никогда не выходит ничего хорошего. В годные эксперименты можно записать только «Матрицу» - но там и не экранизация была, а грабеж на большой дороге. В результате из «Призрака в доспехах» Мамору Осии родился величайший киберпанк западного мира, на чем, собственно, оный киберпанк практически прекратил течение свое на десять с лишним лет. За эти десять лет реальность изменилась до неузнаваемости, вопросы границ личности и власти сетевых технологий встали перед человечеством во весь рост – так что «Призрак в доспехах» тематически выглядит более чем актуально. А вот получилось ли кино, от которого не хочется сделать харакири?

Получилось – хоть и совершенно неожиданно. Ведь режиссер Руперт Сандерс до этого снял единственный фильм в своей жизни, и это была «Белоснежка и охотник». Ничто не предвещало, что он сможет создать что-то запоминающееся в жанре киберпанка – однако результат можно наблюдать во всех кинотеатрах, и он радует не только глаз, но и душу. И если говорить о первом – то еще из трейлеров было очевидно, что кино у Сандерса будет исключительно красивым. Но трейлеры не передают даже части того выверенного, пестрого и в то же время визуально совершенного фильма, который ожидает зрителя. Это мрачное и в то же время очень яркое зрелище, не похожее ни на что – в конечном итоге, даже на исходное аниме.

Кстати об этом: сюжет здесь серьезно отличается от сюжета классики Мамору Осии. Это уже вызывает море вопросов у тех, кто чтит канон – но надо признать, что рассказывать ровно ту же историю, только в формате полнометражного фильма, как минимум странно. Что же касается якобы утраченной философской глубины, то все в глазах смотрящего. Вместо вопросов о самоопределении и наличии души «Призрак в доспехах» поднимает другую тему – глубочайшего одиночества человека в мире технологий и прогресса, в мире, населенном рекламными и информационными призраками, в мире огромных фальшивых ладоней, которые ни от чего не спасут и не утешат.

Насильственное вовлечение в этот мир абсолютно любого человека с рождения и до смерти – душа этого фильма. Но вряд ли линия получилась бы столь внятной, если бы не Скарлетт Йоханссон с ее великолепной пластикой и талантом. Одна из самых сексуальных женщин Голливуда, здесь она играет абсолютную отчужденность, кого-то, в ком нет даже тени сексуальности. «Призрак в доспехах» вообще избавлен от романтики, которая в холодном и безучастном пространстве фильма значит намного меньше, чем дружеская поддержка, накормленные собаки и чувство принадлежности к какой-то общности.

Правда, как раз эта общность, Подразделение 9 – вышло недостаточно прописанным, сосредоточившись на Бато в исполнении Йохана Филипа Асбека и Арамаки, сыгранном несравненным Такеши Китано. Но и этого достаточно, поскольку оба они воплощают по сути тягу к человечеству и жизненную цель - то есть все то, что ищет и не может найти Майор. И в конечном итоге Сандерс снял кино не о будущем, а о современности. Каждым идеальным кадром, светом и цветом, медитацией и мордобоем «Призрак в доспехах» напоминает зрителю о том, что быть человеком – это дело одинокое и страшное, и очень неблагодарное в условиях фальшивых улучшений. И еще о том, что прошлое надо осознать и оставить в прошлом.

Смотрите расписание киносеансов и покупайте билеты в Афише Забмедиа

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"