В Чите соберутся сильнейшие рукоборцы края

12:47, 22 апреля 2008

Холодный порывистый ветер да жирные тёмные облака, нижним краем цепляющиеся за отроги Яблонового хребта, не умерили мой пыл понаблюдать за киргизской национальной игрой кок-бору, которая обжилась на просторах Забайкальского края, если быть точнее, в пределах Читинского района, чуть более года назад. В России её окрестили «козлодранием», вводя тем самым умы людей в размышления «какого козла дерут» и «для чего его дерут». На самом деле у кок-бору очень интересная история! Забмедиа поведает Вам о ней.

Итак… Козлодрание, она же в Афганистане и Таджикистане - бузкаши, в Казахстане - кокпар, у узбеков – кукпари, в Киргизии – кок-бору - древняя национальная игра народов Средней Азии, которая на каждой из перечисленных выше азиатских территорий она имеет свой «диалект». Я же приехала посмотреть именно на киргизскую «версию». А играют в неё на забайкальской земле, соответственно, представители сильного пола киргизской национальности. Меня же, накануне предупредили о том, что игра очень эмоциональная. Поэтому, ступив на этот островок азиатских традиций, мною мгновенно овладевает любопытство - какого же козла дерут и для чего? Интересно? Идём знакомиться?

Небольшая конюшня с примкнувшими к ней просторными загонами «пустила корни» в километрах 20-25 от краевого центра. К моменту моего приезда подготовка к игре шла полным ходом: козёл был забит и выпотрошен. Часть лошадей стояли под сёдлами, часть, перетаптываясь, в одних оголовьях ждали своих седоков. Одни из участников предстоящей «баталии» подгоняли нагрудники на лошадях, меняли стремена, другие в это время разминали своих копытных «соратников» неподалеку от конюшни, третьи, уединившись в сторонке, читали молитвы. Лишь пару местных собак никак не волновало всё это движение на охраняемой ими территории. Замерев у потрохов козлиных, они терпеливо ждали, когда же мы, двуногие, уйдём в поле, оставив их один на один со своей трапезой.

Киргиз Замир Акматалиев, встретил меня уже в полной экипировке. Его «напарник» - серый жеребец Ветер в предвкушении скорого старта резким движением поворачивал голову из стороны в сторону, словно боясь пропустить что-то важное для их лошадиной братии. Пока собирались остальные участники, мы успели отщипнуть у времени кусочек для разговора.

- Идея построить конюшню, купить лошадей для игры и начать играть возникла у нас 2-3 года назад. Основательно взялись в 2016 году. Мы просто собрались, обсудили, посоветовались со знающими людьми и… все вместе построили. Сейчас зимний дом при конюшне доделываем. Те, у кого лошади стоят в нашей конюшне, те кто играет, скинулись, объединили усилия. И конюшню строили также. Все расходы делим поровну – на корма, на овёс, на стройматериалы, - рассказывает мой собеседник.

Конюшня у киргизов маленькая, но добротная. Сложена из бетонных блоков, проведено электричество. Денники с деревянными полами. У каждого постояльца своя «квартира». Остальные лошади, чьи квадратные метры ещё достраиваются, содержаться в просторных паддоках.

- Как играть начали? Наши предки были близки к лошадям. Это у нас в крови. Нам хочется играть в конные игры, в которые наши деды, отцы, прадеды играли. Ведь когда-то у нас на родине именно конные игры служили мерилом физической силы мужчины.

«Кок бору» в переводе с тюркских языков означает «серый волк». Историю своего «козлодрания» киргизы передают от старших младшим. В древности среди киргизского населения существовал вид охоты на волков, когда группа всадников верхом на быстрых и выносливых лошадях по глубокому снегу гналась за матёрым хищником, настигала его и убивала ударами дубинок по голове. Этот способ охоты на волка был интересен ещё и тем, что после того, как один из всадников поднимал тушу волка, клал её поперек седла, а остальные охотники старались эту тушу у него отнять. Вот так, играя в «серого волка», двигались они в сторону своего аила, где тушу волка забирал себе тот, кто непосредственно догнал и убил хищника.

Вот так джигиты когда-то защищали от клыкастых свои фермы, отары, пастбища. Отбирались хорошие всадники и сильные мужчины, которые не боялись волков и не боялись нестись за ним на огромной скорости. Далеко не каждый может на коне усидеть во время резвой скачки, а тем более не каждый сможет поднять с земли трофей весом 40-50 килограммов.

- Исходя из этого, кок-бору - исключительно мужская игра. Игра настоящих мужчин! Что нам дает? Что воспитывает в человеке? Это адреналин, это братство, это уважение друг к другу и к тому товарищу, который показывает хорошую игру. Эта игра объединяет нас всех. Играем мы по воскресеньям. Кто-то приезжает издалека, выделяет время на это. Кок-бору – это хороший повод встретится, что-то обсудить, увидеть своих близких и родных. Одни принимают участие в игре, другие просто наблюдают, - откровенничает Замир.

Боевой друг

Для игры каждый участник подбирает и воспитывает лошадь «под себя». «Боевой друг» должен ничего не бояться, быть с характером. Ведь во время «сражения» всадник и лошадь просто обязаны понимать друг друга буквально с полуслова. Не последнее место при отборе занимает экстерьер жеребца. Предпочтение отдается выносливым, крупным, с крепкими ногами, с хорошей спиной лошадям. С таким набором необходимых качеств она без проблем сможет нести на себе вес всадника с тушей козла.

- Лошадей закупали в районах Забайкалья. Отбирали «на глаз», ведь на месте при покупке не поиграешь. Привозили, съезжали их с группой и уже непосредственно в игре смотрели, подходят они для кок-бору или нет. Если не подходили, приходилось искать замену. Конечно, были загвоздки. В регионе из тех лошадей, которые нужны нам по промерам, преобладают мерины. Нам такие лошади не подходят. Жеребцы нужны -они наглее, злее. Но иные жеребцы не всегда соответствуют нужным нам физическим параметрам, поэтому приходится брать меринов. В наших планах разводить своих лошадей. Но это пока в планах. А там время покажет.

Отношение к лошадям у киргизов и в самом деле очень ответственное. Об этом говорит и то, что лошади откормленные и в хорошей физической форме, и то, что подкованы на четыре ноги, что немаловажно, и то, что амуниция подогнана по ней «размер к размеру». Даже есть некое подобие кобуров (прим. авт. - средство защиты ног лошади, предохраняющее венчик и пятки передних ног от засекания и ушибов при резвом беге или скачке), сделанных своими руками. Их надевают на ноги лошадей на время игры. Иногда на резвых аллюрах ноги лошади могут задевать друг друга, что причиняет боль и может привести к травме. В конном спорте для защиты ног лошади есть ногавки, кобуры, скальпера и так далее. Здесь же это ваяют сами.

- К каждой лошади необходим индивидуальный подход и в кормлении, и в езде. Необходимо выработать выносливость у неё. Для этого нужно постоянно на них ездить. Лошади в принципе не должны стоять в конюшнях. Они должны двигаться. На некоторых из них ездят ребята, присматривающие за конюшней, на некоторых сами владельцы после работы, по вечерам. И при кормлении смотрим – кому убавить, а кому прибавить норму овса, - делится секретами содержания мой собеседник.

Почему козёл?

Другое, историческое название этой игры в Киргизии — «улак тартыш», или перетягивание туши козлёнка.

Этнографы, историки и сами киргизы с давних пор, говоря о кок-бору, подразумевают не волка, а козла. На первый взгляд, «козлодрание» можно воспринимать, как некое озорство, забавное развлечение. Однако это не так. Изначально в борьбе за тушу козла отбирали и экзаменовали будущих воинов. Молодежь нарабатывала одновременно навыки борьбы на конях и управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Оттачивались мастерство маневрирования на полях сражений.

Если разбирать игру «по косточкам», хочется немало вопросов ее «организаторам» задать. Например, почему выбор пал на козла, а не на барана? А потому что шкура первого более прочная на разрыв, чем шкура второго. И шерсть у козлов длиннее, что играет немаловажную роль при захвате туши рукой. Сколько весил сей «армейского снаряда»? Ни много, ни мало - около 60 килограммов выдавал козлик на весах. Опираясь даже на эти два критерия кок-бору, можно смело сделать вывод – силушка у азиатских воинов была богатырская!

- Мнения забайкальцы высказывали разные. Игра жестокая, травматичная, дикая. Но на первом месте – козла жалко. Если отталкиваться от нашего поверья – козе отдаётся тройная дань. Первое – выбор её на жертвоприношение, второе – сама игра, третья - после игры ребята это мясо кушают и угощают им своих близких и родных. А жестокости никакой нет. Козла забивают так же, как забивают любое сельскохозяйственное животное – без каких-либо истязаний и церемоний. На мой взгляд, в шубе из норки больше жестокости, в убийстве краснокнижных животных есть жестокость. С одной стороны, да, мы забиваем козла, но с другой, мы сохраняем свою культуру и свои традиции,- поясняет Замир Акматалиев.

При подготовке туши козла к игре её выпотрашивают, отрезают голову, ноги, затем хорошо зашивают. В результате получается своеобразная объёмная и тяжёлая «подушка». Кстати, в качестве будущего трофея используют только самцов этого животного, самок использовать запрещено. И ещё. «Игровых» козлов наши киргизы выращивают сами.

По окончании кок-бору из мяса трофейного козла, готовят разнообразные блюда, например, куурдак, что по-русски – жаркое. Кстати, очень вкусное. Но об этом позже. А пока игра!

Знакомьтесь, кок-бору!

Я попала на первую игру после летнего перерыва, поэтому участников было всего 18. Однако это ничуть не убавило динамичности и азарта. На большие игры на забайкальских просторах их собирается до 50-ти. Замир пояснил, что часть лошадей ещё на летнем пастбище, поэтому всадники попросту остались без своих «компаньонов».

У кок-бору, как и у любой другой игры есть правила. Кратко расскажу о них.

Чётко установленные правила «пришли» в игру сравнительно недавно. Если раньше участникам козлодрания разрешалось применять физическую силу, снимать узду с головы лошади «противника», бить соперников плетью, бить грудью своей лошади лошадей других участников, то сейчас это запрещено и может обернуться штрафными очками и даже удалением с игрового поля. Сегодня кок-бору стала более мягкой и участникам, и к лошадям.

В одной команде объединяются 10 всадников, четыре из которых выходят на «ринг», чтобы сразится с соперником. Игра проходит на поле длиной около 200 метров и шириной около 80 метров. Перед командой стоит задача - завладеть тушей козла, довезти и забросить её в ворота противника, роль которых выполняют огромные казаны диаметром около трёх с половиной метров и высотой в полтора метра. Как отметили организаторы, в настоящее время читинское поле ещё дорабатывается, поэтому в роли казана выступили отметки на площадке – молоденькие кустарники.

В начале - построение, приветственное рукопожатие. И понеслась!!! Как в «Бородино» - «смешались в кучу кони, люди». То, что игра зажигает, абсолютная правда! Даже на следующий день при разборе фотографий, понимаешь, что адреналин ещё гуляет в твоей крови.

Одна только скачка с тушей козла «наперевес» чего стоит. Здесь, вопреки всем законам физики и школам верховой езды, всадники показывают прекрасное владение лошадью. Вы только представьте. На широком галопе несется конь, повод лежит у неё на шее - ближе к ушам, а в это время участник, закусив плеть зубами, на скаку закидывает тушу козла на холку лошади. Затем прижимает свой трофей к её телу ногой, на скаку подбирает повод и, не выпуская плети из зубов, «летит» к воротам. Кто хоть косвенно знаком с верховой ездой, поймут, что такая «сноровка» дорогого стоит!

Увлекшись баталией ловишь себя на том, что и ветер не такой холодный, да и тучи не такие грустные. Они, наоборот, температуры добавили в картинку. Поверьте, это очень интересно, а, зная историю кок-бору и её значение для азиатских народов, интересно вдвойне. Цепляет, их в своем роде, трепет перед игрой, цепляет важность для мужчины в своих глазах и в глазах окружающих быть сильным и лучшим. Поражает, что в эти лихие моменты, имеет место такт и уважение участников друг к другу.

... Первая игра продолжалась чуть более двух часов.

- Это ещё ничего. Скоро большая игра - я вас еще на неё приглашу, - говорит Замир.

Забайкальские киргизы

Беседа с Замиром Акматалиевым продолжилась уже в спокойной обстановке - в чайхане, где за большим столом собрались гости и участники кок-бору. Украшением трапезы стало жаркое из того самого козла.

- Я приехал в Читу из Киргизии в 2002 году. Напомнила она мне мой родной город Ош. Здесь учился, занимался боксом. Моим тренером был Олег Георгиевич Пономарёв. На ЗабВО все вместе вольной борьбой занимались - и буряты, и русские, и мы. Чита понравилась, поэтому тут и остались.

По словам Замира, самые «старшие» киргизы в Забайкалье с 1999 года. Они так же с годами «прикипели» к суровому, но солнечному региону. А недавно Читу посетила мама моего собеседника.

- Вот живёшь постоянно в той или иной местности и многого не замечаешь, а когда приезжает человек из другого региона, он словно тебе глаза открывает на очевидные вещи. Мама сказала: «Вы живете в хорошем крае. Во-первых, со мной здесь, на чужой стороне, здороваются незнакомые люди. Народ хороший и приветливый. Во-вторых, прохладно. Ну, если мама так сказала, значит, так оно и есть, - улыбается он.

Страсть у Акматалиевых к кок-бору наследственная: дед играл, отец играл. По-другому, наверное, и быть не может при таком отношении к своим корням и традициям.

- Мы жили в городе и покататься на лошади я мог лишь на летних каникулах в деревне. После 20 лет сам заработал и купил себе лошадь. С той поры они важная составляющая моей жизни. У меня сохранилась фотография отца, на которой он рядом с лошадью. Я хочу передать этот снимок своему сыну вместе со своей фотографией. На ней я тоже буду рядом с лошадью.

Киргиз Замир убеждён, что сохранять то, что делали их прадеды, деды и отцы - это счастье. Это достояние, по которому можно судить о народе, о его характере.

- Словами сложно объяснить. Это огромное дело - оставить что-то своим детям. Мы хотим оставить это им, чтобы они смогли почувствовать вкус и для себя решить, что они хотят оставить своим потомкам. Хотим, чтобы, минимум, могли скакать, максимум - играть. Мы делаем это с любовью и душой.

В настоящее время в мире проходят Всемирные Игры Кочевников (World Nomad Games) — международные спортивные состязания по этническим видам спорта, в основу которых легли национальные игры исторически кочевых народов Центральной Азии. Кок-бору в них – спортивная дисциплина. В 2016 году в Иссык-Куле на них достойно выступила команда из Красноярска. Проходит Чемпионат мира по этой игре. Созданы Международная Федерация Кок-бору. Активно развивается козлодрание в соседних с нами регионах – Республике Бурятия и Иркутской области.

Фоторепортаж с кок-бору можно посмотреть в Галерее Забмедиа. Фото автора

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"