«Чтобы цены обуздать – нужно Сталина позвать.
А пока вопрос простой – не гонитесь за мечтой
быть всех круче и богаче.
Думай о всех, а не только о себе и никак иначе».
Вот так председатель региональной Общероссийской общественной организации «Дети войны» Иван Богодухов прокомментировал ЗабТВ-24 свое отношение к повышению тарифа на нерегулируемых маршрутах Читы до 25 рублей. Он вместе с единомышленниками из КПРФ 21 сентября пришел к зданию администрации краевого центра, где в это время впервые после летних каникул собрались депутаты гордумы. Массовый пикет за отмену возросших цен на проезд коммунистам проводить запретили, якобы из-за узкого тротуара возле площади, но они, пусть без плакатов и громких речевок, показали – отступать не намерены. Между тем, в зале заседаний состоялась дискуссия, из которой можно сделать неутешительный вывод – большинство представителей власти просто смирилось с решением перевозчиков.
О том, что «федеральный закон позволяет перевозчикам без РСТ, без согласования с муниципалитетом и федеральными органами повышать тариф хоть до 100 рублей» и «никто ничего сделать не может» председатель комитета городского хозяйства Андрей Галиморданов заявил депутатам еще на прошлой неделе. На заседании думы он представил дополнения в Положение по проведению конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам. После короткой презентации изменений, которая заключалась в характеристике «чисто технические», депутат Николай Галкин решил выяснить то, чего не нашел в тексте документа.
- Я не первый год депутат и мы постоянно голосуем за это Положение, постоянно вносим изменения, постоянно пытаемся улучшить законодательную базу, но качество перевозок остается на том же уровне, даже ухудшается. Я понимаю, что раньше Вы за перевозки не отвечали, но теперь это отошло Вам, - обратился он к Галиморданову. – И я хочу задать вопрос: когда у нас начнутся улучшения в качестве обслуживания пассажирских перевозок? Когда на конечных остановках появятся расписания маршрутов, и когда они будут исполняться?
- Мы для этого и вносим дополнения, и обращаемся к экспертам, чтобы никто из перевозчиков не мог в судебном порядке оспорить конкурс, который будет объявлен в конце сентября – начале октября, - ответил тот, уточнив, что графики и таблички для остановок уже заказаны.
На это Галкин напомнил о рейдах, которые народные избранники в минувшем году проводили по проблемным маршрутам с целью выяснить, как соблюдается рейсовое расписание и о выявленных в результате нарушениях.
- Хорошо. Первый квартал 2018 года, - решительно определил срок вступления в эру качественного обслуживания пассажиров Андрей Галиморданов.
- Ну, каков вопрос, таков ответ, - заметил глава Читы Анатолий Михалев.
Больше никто нюансами документа интересоваться не стал, и он был единогласно принят в новой редакции.
Совершенно другую реакцию вызвало предложение, внесенное по поручению крайкома КПРФ в конце заседания депутатом Виктором Шереметьевым. Оно состояло в том, чтобы юристы гордумы оценили правомерность повышения злополучных тарифов, а депутаты на основании их заключения попросили прокуратуру края провести соответствующую проверку. Коммунист объявил увеличение стоимости проезда в маршрутках «антисоциальным событием» и поведал о своем разговоре с «основным держателем этих перевозок». Так он назвал коллегу - Артема Меняйло.
- Он мне сказал, почему произошло повышение, - предал огласке беседу Шереметьев. - Повышение произошло потому, что усилились требования по федеральному закону, очевидно, 220-ФЗ. То есть нагрузка у него возросла. Но почему-то мы идем таким простым путем - обязательно надо залезть в карман малоимущим и пенсионерам. Потому что на общественном транспорте, в основном, ездят именно малоимущие и пенсионеры. И почему бы, допустим, тем же перевозчикам не решить вопрос с бюджетом краевым, городским, если у них возникла какая-то нагрузка? С другой стороны, по Положению они, наверное, сами должны как-то выкручиваться, несмотря на то, что появились какие-то затраты.
На это депутат Наталья Нестеренко призвала коллег «читать законы», согласно которым предприниматели, осуществляющие нерегулируемые перевозки сами себе «пишут экономические обоснования». И хотя призналась, что «немножко настораживает» единовременное принятие владельцами маршруток решения о повышении цен, тут же оговорилась - здесь уполномочена разбираться ФАС. У депутатов, по ее словам, есть единственное право – осуществлять общественный контроль.
- Дайте возможность вступить на территории городского округа закону 220-ФЗ. Вот как только он начнет действовать после проведения конкурса, тогда мы сможем требовать и с администрации, и с перевозчиков, которые выиграют этот конкурс, - убеждала Нестеренко.
Ее поддержал уже упомянутый Артем Меняйло, который постарался разъяснить сложившуюся ситуацию, как сам выразился, от имени всех городских перевозчиков. Он напомнил, что после череды аварий с участием пассажирского транспорта по стране была проведена масштабная проверка, вскрывшая множество недоработок в данной сфере. Также депутат обратил внимание присутствовавших на то, что помимо 220-ФЗ есть 16-ФЗ «О транспортной безопасности», чья стопроцентная реализация, по мнению Меняйло, невозможна. В качестве доказательства был приведен пример троллейбусного управления Читы, которому для исполнения всех федеральных требований дополнительно понадобится 300 млн рублей в год.
Представитель транспортного сообщества подчеркнул: увеличение тарифа было практически согласовано до 25 рублей еще в мае 2016-го, но часть перевозчиков («Ваш покорный слуга в том числе», - уточнил Меняйло) воспротивилась этому решению. В результате отложили поднятие цен до октября прошлого года, потом перенесли на 2017-ый.
- Мы понимаем, что мера непопулярная, но, по сути, городские перевозки сегодня могут «встать», - утверждает он. - По большей части это касается ГРЭС и КСК. В городе всего 3-4 базы, где по федеральному законодательству должно стоять 100% транспортных средств, иметь механиков, иметь врачей и так далее. Очень много затрат. После этих проверок перевозчикам ничего не оставалось делать, как идти на повышение тарифа. Мы понимаем, но ничего сделать не можем. В частности, у меня есть достоверная информация, что срочным порядком КСК-овские перевозчики берут кредиты, перекредитуются для покупки баз, гаражей.
При этом Артем Меняло отметил: владельцы маршрутных такси «стараются, работают», регулярно обновляют автопарк, их усилиями «час пик на КСК и ГРЭС удалось немножечко «рассосать».
- 220-ый федеральный закон в течение буквально полугода-года расставит все точки над «и» и перевозка пассажиров в нашем городе и в крае, я уверен, достигнет того уровня, на котором должна находиться, - заверил депутат. - Повторюсь: мера непопулярная, мы это признаем. Нам очень жаль, но многие перевозчики сегодня могут просто прекратить свою деятельность.
- Очень интересно было послушать Артема Евгеньевича, - отреагировал на выступление Меняйло заместитель председателя комитета по бюджетной, налоговой политике и экономическому развитию думы Евгений Ярилов. - То, что мы ссылаемся на федеральные законы… Да, ужесточение. И это правильно. Но кто сказал, что расходы должны ложиться на плечи потребителей? Потребителем данных услуг является, к сожалению, малооплачиваемая часть населения. И мы как депутаты говорим: «А мы ничего сделать не можем». Как так? Нас тогда зачем избирали, если мы ничего сделать не можем? Если есть 220-ый закон, давайте выступать с инициативой – пусть эти перевозки также идут по регулируемым тарифам.
Он считает, что предприниматели должны обосновывать повышение цен перед администрацией, потому что затраты по требованиям федерального законодательства «единовременные, а тарифы у нас так и останутся».
- А почему? – недоумевает Ярилов. - Если бы сегодня перевозчик сказал: да, у нас есть инвестиционная составляющая, надо повысить тарифы, но мы сейчас все сделаем, а потом тарифы вернем обратно, и они опять будут 19 рублей. Но этого не будет. И в Чите у нас этого никогда не происходило. Поэтому давайте немножко зубы тоже, товарищи депутаты, показывать.
По убеждению народного избранника, необходимо попытаться изменить федеральное законодательство иначе «завтра еще какой-нибудь повод придумают, будет еще повышение тарифов и так до бесконечности, потому что нет конкурентной среды».
- Я не хочу обидеть перевозчиков и слава богу, что они повышают уровень услуг и так далее. Но цена! У нас очень дорогой город – и тепловые тарифы, и электрические, и тарифы на перевозки, а заработная плата, извините меня… У нас средний уровень заработной платы очень низкий, - заключил Евгений Ярилов, рекомендовав профильному комитету думы все-таки подготовить предложения о внесении изменений в 220-ФЗ по регулированию тарифов на нерегулируемые перевозки.
С ним не согласилась Наталья Нестеренко, подметив, что Ярилов указал на отсутствие конкурентности между читинскими перевозчиками, предложив при этом сделать все тарифы регулируемыми, что, по ее мнению, исключает создание конкурентной среды. Оглашение же своего способа выхода из положения Нестеренко предварила следующим заявлением:
«Меня город Чита лишил конституционного права – я проживаю в местах, где у меня, как у пенсионерки, нет льготного проезда. Я, чтобы воспользоваться этим правом, должна выезжать в город и покататься на троллейбусе за полцены. Потому что у меня на КСК нет альтернативы, у меня все по 25. Единственный вариант решения – создать муниципальное предприятие с дотацией».
Депутат Степан Викулов не признал ничего из услышанного панацеей от увеличения тарифов. Он уверен - введение регулируемости повлечет за собой легализацию существующей цены и оспаривать ее будет уже бесполезно. На снижение стоимости проезда, считает Викулов, способна только здоровая конкуренция. При этом депутат допускает, что «основные, самые социально значимые маршруты, может быть, имеет смысл сделать регулируемыми».
Последним слово взял Анатолий Михалев. Оказалось, глава города согласен - хорошо было бы сделать все тарифы регулируемыми, если бы не одно «но».
- Мы обязаны будем проводить компенсацию убытков, - весомо произнес он. - Сегодня по федеральному закону о льготной перевозке пассажиров их оплачивает субъект. Вернее, должен был оплачивать. Оплачивает, в основном, по судебным решениям.
Тут Михалев прервался, чтобы подкрепить свои слова точными цифрами, за которыми обратился к Андрею Галиморданову. Тот ответил, что региональное правительство по понуждению суда в 2016 году выделило 22 млн рублей, в текущем же из полагающихся 38 млн рублей - пока только 13 млн рублей.
- Это на троллейбусы, - продолжил глава. - Если мы в этот объем завтра включим еще маршрутные такси, примерно такую же сумму 50-60 млн рублей, нужно будет дополнительно искать. Нам уже искать, в своем бюджете.
Он назвал «странным», то, что зампредседателя бюджетного комитета думы спрашивает о компенсации перевозок, зная - муниципалитет не может выделить достаточно средств на ремонт образовательных учреждений.
- Я за то, чтобы было 15 рублей. Найдем в бюджете разницу в тарифах, сможем тогда говорить: 15 рублей берите с потребителя, а еще 10 придете, получите в бюджетной кассе. Но мы не найдем этих денег, не надо самих себя обманывать. Основная составляющая регулируемости тарифа – это вопрос: кто возьмет на себя ответственность за бюджетную разницу или, как раньше говорили, за потерянную прибыль? – подытожил Анатолий Михалев, предложив прекратить прения и поставить инициативу коммунистов на голосование.
Она не прошла. В гордуме намерение обратиться в прокуратуру для проверки обоснованности нерегулируемых тарифов поддержали всего 8 человек. Тогда как на улицах Читы под этим требованием подписались уже около 500.
Жаль, что в шуме дебатов фактически потонул призыв Николая Галкина к представителям власти: «Надо выдвигать свои условия. Условия, понятные народу, который голосовать потом будет, исходя из того, сколько он платит за проезд».