Пиво «Ключи» в алюминиевые банки разливаться не будет

Экономика, 17:22, 30 апреля 2008

К моему глубокому сожалению эта статья не первая и далеко не последняя, которые будут посвящены одной теме – пожары в Забайкалье. Кажется, все забайкальцы уже давно привыкли к тому, что каждые весну и лето мы горим. Страшная привычка. И самое страшное, что ничего, что может в корне переломить ситуацию, не происходит. Нет, попытки, конечно, предпринимаются, да только воз и ныне там.

Вы готовы, дети?

Верна народная мудрость – готовь сани летом. О пожарах в крае начали говорить зимой, когда ещё ничего не предвещало беды. В середине декабря прошли первые совещания ГУ МЧС по Забайкальскому краю и регионального министерства природных ресурсов с добровольными лесными пожарными, где обсуждалось их участие (с приставкой не) в тушении будущих пожаров. Тогда эта новость вызвала бурное негодование и обсуждение в социальных сетях. Высказал своё мнение и руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, который посчитал, что тем самым руководство края хочет скрыть данные о реальных масштабах трагедии. Относиться к Гринпис (как к организации) можно по-разному, но, как бы подтверждая мнение Ярошенко, в декабре же 2017 года Госдума принимает закон об административном наказании для чиновников, предоставляющих неверную информацию о лесных пожарах. Среди регионов, которые с завидным постоянством пытаются утаить шило в мешке и наш край. От добровольных лесных пожарных отстали – выезжают на тушения как и раньше; за подготовку к пожароопасному сезону, под строгим надзором федерального центра – взялись.

Кстати о федералах. В этом году Москва выделила Забайкалью 995 миллионов рублей на противопожарные мероприятия (в два раза больше, чем в предыдущие года). В крае закипела бурная работа – техника проверялась, совещания проводились, планы тушения разрабатывались, штаты укомплектовывались. Согласно принятому сводному плану тушения лесных пожаров, общая численность сил пожаротушения – 2411 человек, готово 1011 единиц техники. Выглядит весьма внушительно, тем более, что прогноз на весну был неутешительный – пожары должны были прийти в апреле (первый был зарегистрирован в феврале), в мае ожидается большое количество осадков, и с начала лета всё заполыхает с новой силой.

Все эти действия и прогнозы были сделаны в феврале. А в марте краевая прокуратура на совместном заседании с коллегией по Амурской области плеснула ложку дёгтя в эту бочку с мёдом.

– Даже в пределах утверждённой штатной численности Читинская авиабаза и «Забайкаллесхоз» укомплектованы на 50%, «Забайкалпожспас» – на 90%. То же самое касается штата отдела надзора в области защиты населения и территорий от ЧС краевого департамента по ГО, – сказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Александр Трухин.

Также по данным ведомства половина и более всей техники «Забайкаллесхоза» и «Забайкалпожспаса», уже четвёртый год имеет износ от 60% до 100%. Треть техники на 6 марта не была отремонтирована, несмотря на проведённые закупки запчастей. Приплыли, однако. Вроде начали готовиться загодя, и даже отчитались об успешной работе, а на деле, спустя какой-то месяц, оказывается, что мы снова сели в лужу и не готовы к войне с огненной стихией.

Неконтролируемый пал

Несмотря на то, что первый пожар был официально зарегистрирован в феврале, после этого единичного случая воцарилось относительное затишье. Серьёзно край начал гореть только в конце марта. Причём новости о пожарах перемежались с сообщениями о задержании поджигателей. При этом подавляющее большинство пойманных пускали палы, не имея умысла целенаправленно поджечь лес (кроме единичных случаев). Так, 9 апреля в Карымском районе был задержан поджигатель, который совершил правонарушение, чтобы в будущем получить деляну для сбора горельника. Но в основном причина пожаров – это палы.

Напомним, что палы в нашем крае, с момента введения режима ЧС запрещены. Кроме контролируемых палов, которые проводятся под надзором специалистов. Как, пример, в Акшинском районе выжег травы производится небольшими квадратами, рядом с которыми дежурят люди, готовые в любой момент потушить огонь. Да, это долгая «песня», может быть именно поэтому «специалисты» из других лесничеств не «заморачиваются» подобными «мелочами», а просто поджигают траву (часто оставляя горящие покрышки) и уезжают восвояси. А дальше, как Бог пошлёт.

– Официально так называемые «контролируемые профилактические выжигания сухой травы» проводит краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкаллесхоз». Официально публикуемая информация о местах проведения выжиганий очень условна: Министерство природных ресурсов Забайкальского края, которому подчиняется «Забайкаллесхоз», сообщает, и то не ежедневно, лишь о том, в каких лесничествах и на какой площади они проводятся; но установить по этой информации, какие выжигания являются «контролируемыми», а какие – обычными хулиганскими, невозможно. На практике эти выжигания друг от друга не отличаются. Чтобы реально контролируемо выжигать сухую траву на таких площадях, о которых говорится в сообщениях Минприроды Забайкальского края, нужны такие силы, каких у «Забайкаллесхоза» просто нет. Несмотря на тёплую, сухую и ветреную погоду, на федеральный запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы и на губернаторское поручение региональному Минсельхозу об обеспечении этого запрета, в Забайкальском крае массово жгут сухую траву – настолько массово, что даже, если собрать все имеющиеся в регионе силы, удержать огонь под контролем будет, в принципе, невозможно, – написал на сайте Алексей Ярошенко.

Это заявление он сделал 25 марта. За это время не изменилось ровным счётом ничего. Как палы пускали, так и продолжают пускать. Однако позиция некоторых чиновников, либо не знающих реального положения дел, либо просто закрывающих глаза на все правонарушения, просто не лезет ни в какие ворота. Так 30 марта министр природных ресурсов края Александр Волков заявил, что «виновниками более 70% природных пожаров в крае являются сами забайкальцы». Вторил ему в тот же самый день и.о. министра сельского хозяйства Забайкальского края Владимир Лоскутников. Он уверял, что на тот момент в крае не зарегистрировано ни одного организованного сельхозпала, все пожоги травы по неосторожности или по халатности устраивает местное население.

А спустя три дня прокуратура Карымского района выявила нарушение в работе «Забайкаллесхоза». Можно сказать, за руку поймало. Ведомство бесконтрольно проводило отжиги вблизи населённых пунктов. При этом у работников Забайкаллесхоза не было средств пожаротушения, они готовились тушить возгорания вениками.

Ситуация похожа на то, как если бы вы вошли к себе в подъезд и застали бы хулигана, расписывающего стены. Вы ловите его за руку и говорите: «Зачем ты это сделал?». А он вам со спокойным лицом заявляет: «Это не я». Вы впадаете в ступор от подобной наглости – ведь только что он был пойман с поличным, но злоумышленник твёрдо стоит на своём, и в итоге вы уже сами начинаете сомневаться в том, а был ли мальчик? Трудно поспорить с тем, что палы устраивает и население в том числе, но бороться с пожарами и самим устраивать неконтролируемые палы, это – как пчёлам бороться против мёда. Хотя бы вы прекратите жечь, имейте совесть!

А между тем, депутат Госдумы от Забайкальского края Николай Говорин стал соавтором законопроекта, увеличивающего штрафы для поджигателей леса до нескольких миллионов рублей. Инициатива крайне привлекательная, однако, поймать злодеев – дело непростое. По словам Александра Волкова, в прошлом году по факту поджогов леса было возбуждено 40 уголовных дел. До суда дошло только одно.

Как закономерный итог начала огненной вакханалии – запрет на посещение леса. Пока до 26 апреля. А дальше будет видно. Но по опыту прошлых лет можно смело сказать, что запрет продержится всё лето. Горели, горим, и, к сожалению, будем гореть. Пока что у населения, что у власть имущих не заработают мозги в нужно направлении. Правда, надежда на это тает день от дня, в то время как число пожаров неуклонно растёт.

Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"