28 апреля следователи СКР задержали читинку Наталью Ушакову (ранее жившую в Краснокаменске) по подозрению в ложном доносе на стражей порядка. Этот шаг, по мнению правозащитников, результат сговора следствия с УМВД края, обеспокоенного массовым выявлением полицейских пыток над людьми, сообщил Забмедиа.Ру директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.
Правозащитники отметили не только оперативное возбуждение против Натальи Ушаковой уголовного дела – с ее задержанием на 48 часов, – но и то, что в воскресный день пресс-службы Следственного управления и УМВД края распространили об этом информацию в СМИ.
- Следователи так торопились, что не вручили Ушаковой постановление о прекращении уголовного дела, где она имела статус потерпевшей. А ведь постановление можно обжаловать как незаконное и доказать, что не было оговора полицейских, - считает Черкасов.
Это оперативность, по его мнению, говорит только об одном - действия следствия согласованы со всеми правоохранительными структурами, которые постараются не допустить реанимации уголовного дела, где Ушакова проходила потерпевшей от полицейского произвола.
По информации пресс-службы Следственного управления, Ушакова задержана по подозрению «в заведомо ложном доносе о совершении преступления, соединенном с обвинением лица в совершении тяжкого преступления, а также с искусственным созданием доказательств обвинения, в даче заведомо ложных показаниях потерпевшего, соединенных с обвинением лица в совершении тяжкого преступления, а также в организации заведомо ложных показаний свидетеля».
- А пресс-служба УМВД утверждает, что на этот шаг Ушакова пошла, чтобы оклеветать и запугать честных полицейских. Как мы считаем, дело в отношении Ушаковой постараются оперативно отправить в суд, чтобы иметь на руках обвинительный приговор. Этот приговор будет иметь преюдициальное значение, и с его помощью можно будет закрыть глаза на очевидные факты того, что Ушакова все же – жертва полицейского произвола, - добавил Черкасов.
По его словам, одним из таких доказательств в прекращенном уголовном деле является аудиозапись общения Ушаковой с несколькими сотрудниками милиции в ночь на 30 декабря 2009 года.
- Беспристрастная аудиозапись, исследованная экспертами, констатирует: сотрудники милиции в ночное время, не объясняя своих действий, долго удерживали Ушакову в холодном подъезде дома, не давая зайти в квартиру, применяя к ней насилие, унижали и оскорбляли. На просьбу женщины представиться один из оперативников с издевкой произнес: «Иванов Иван Иванович». На вопрос, что сотрудникам от нее надо, слышен еще более издевательский ответ: «Шоколада». Соседям по подъезду, пытавшимся заступиться за Наталью, сотрудники лгали, что она задержана по подозрения в совершении преступления, - рассказал директор ЗПЦ.
Затем, по его словам, Ушакову незаконно доставили в Краснокаменский отдел милиции. «Из-за долгих издевательств в ночное время я испытала стресс. А главное – страх за свою жизнь», - вспоминает Наталья. От переживаний ей стало плохо и сотрудникам пришлось вызвать скорую помощь.
- Аудиозапись подтверждает, что и после этого пытки не прекратилась, - считают правозащитники. – Врачи выявили у Натальи «веготососудистую дистонию по гипертоническому типу, ситуационную реакцию», рекомендовали покой и прием лекарств. Но следователь заставил ее в два часа ночи присутствовать при обыске в своей квартире.
Позднее судом этот обыск был признан незаконным, и Ушаковой присудили моральную компенсацию – 60 тысяч рублей.
- За три года, потраченные на поиски справедливости, Наталья Ушакова доказала, что стражи порядка, пытаясь уйти от ответственности, коллективно лжесвидетельствовали и шли на служебный подлог. Шесть оперативников поначалу утверждали, что «доставили» заявительницу в райгоротдел, так как в подъезде дома она вела себя «неадекватно», набрасывалась на них и оскорбляла, кричала, что её грабят, насилуют, не дала понятыми присутствовать при обыске. Но на аудиозаписи, которую скрытно вела Наталья, ничего подобного нет. Напротив, не смотря на стрессовую ситуацию, женщина держала себя в руках и не поддавалась на явные провокации милиционеров, - добавил Черкасов.
С его слов, тогда стражи порядка, опасаясь наказания за незаконное задержание Ушаковой, поменяли показания. Они предоставили следствию документ – якобы у них были основания задержать Наталью в качестве подозреваемой. Хотя ни в тот день, ни позже она ни в чем противоправном не была уличена.
Как утверждает Ушакова, диктофон она использовала для личной безопасности. У её семьи сложились неприязненные отношения с начальником местного отдела оперативно-розыскной части № 3 УМВД края. Наталье говорит, что от него передавали угрозы: все её жалобы вернутся бумерангом, мужу «двадцать пять лет в карман насыпят».
Защищая свои интересы, Ушакова даже съездила в Москву и прошла проверку на полиграфе, выводы которого также говорят в её пользу.
- Мы будем защищать интересы Ушаковой с утроенной силой. На её примере видим – следственные органы в нашем крае, напуганные большим количеством привлеченных к суду правоохранителей, идут на попятную. А это не в интересах общества, - считают в правозащитном центре.