К декабрю 2020 года в Забайкальском крае отмечается рост спроса населения на потребительские кредиты. Эксперты говорят о возвращении «кредитного запроса» региона на докризисный уровень.
Что происходит сейчас с расходами населения, как вторая волна пандемии влияет на уровень потребления товаров и услуг? Есть ли в банковском секторе специальные, в т.ч. новогодние предложения и как изменился подход Сбера к кредитованию граждан - мы узнали у управляющего Читинским отделением Сбербанка Константина Разводова.
- Константин Валерьевич, 2020 год сильно изменил привычки населения в плане формирования запросов на покупки, приобретения и уровня потребления товаров и услуг? Как это повлияло на кредитование?
- Несмотря на пандемию мы наблюдаем положительную динамику в кредитовании. В Читинском отделении Сбербанка в 3 квартале 2020 года зафиксирован существенный рост спроса населения на кредитные продукты и эта динамика сохраняется. Например, выдачи ипотечных кредитов, в сравнении с аналогичным периодом 2019 г., увеличились почти в 1,5 раза. На 22% в сравнении с 1 кварталом 2020 года, увеличился и портфель потребительских кредитов. В 2020 году на потребительские цели, для осуществления различных жизненных планов и задач жителям Забайкалья Сбер выдал почти 94 тыс. кредитов на общую сумму более чем 20 млрд. рублей. В аналогичный период в 2019 году мы выдали населению 17 млрд. рублей потребительскими займами. Это, конечно, свидетельствует о возращении т.н. «кредитного» поведения жителей региона к показателям выдач потребительских займов до режима самоизоляции и пандемии COVID-19.
Причина такой динамики, в общем-то, тоже понятна - с одной стороны, желание жителей Забайкальского края оформить кредит свидетельствует об устойчивости доходов потенциальных заемщиков, об их уверенности в том, что возможность погашения кредита у них не изменится. С другой стороны, именно сейчас у людей есть возможность кредитоваться на наиболее выгодных условиях. На возросший интерес к ипотечному кредитованию в первую очередь, конечно, влияет программа господдержки, которая позволяет в Сбере оформить ипотеку на приобретение недвижимости со ставкой 6,1%. Это самая низкая ставка жилищного кредита за последние годы. А также, у жителей нашего региона особым спросом пользуется Дальневосточная ипотека, которую можно получить по ставке от 1,7%.
Не менее интересны в Сбере сейчас и условия получения потребительского кредита. 13 ноября запустилась специальная новогодняя акция, благодаря которой клиенты банка могут сами снизить ставку своего потребительского кредита сразу на 2 процентных пункта. Для этого нужно выполнить три условия: во - первых кредит должен быть оформлен на сумму не менее 300 тысяч рублей и до 5 млн рублей; 2) потребительский займ нужно оформить именно в период действия акции – до 28 января 2021 года; и 3) самое главное-заемщик должен регулярно вносить платежи по графику, без просрочек и досрочного погашения, в течение года. После выполнения этих условий процентная ставка потребительского кредита будет снижена автоматически, минимальная ставка после снижения составит 9,9% годовых. Эта акция распространяется у нас сейчас и на продукт «Потребительский кредит на рефинансирование», минимальная ставка выдачи по которому составит 11,4% для кредитов свыше одного миллиона рублей. Таких сниженных ставок по кредитам в Сбербанке давно не было.
- Это именно новогоднее предложение банка или реакция на пандемию?
- Это два в одном. Как и нашим клиентам, банку важно, чтобы отношения были и надёжными, и предсказуемыми. У людей, невзирая на все сложности, которые принес пандемичный год, должна быть возможность порадовать себя и близких и с хорошим настроением войти в 2021-й год. Поэтому мы рады предоставить дополнительные скидки на кредиты клиентам, которые настроены на долгосрочное сотрудничество. Возможность снизить ставку и сэкономить особенно важна и приятна накануне новогодних праздников, когда многие хотят исполнить самые заветные желания. И, конечно, мы надеемся, что клиенты по достоинству оценят и наш дистанционный процесс получения кредита через приложение Сбербанк Онлайн.
- Это тоже новый формат в процессе кредитования?
- Не новый, но именно в этом году на лидирующие позиции у наших клиентов вышли дистанционные сервисы Сбербанка. Больше 12 млн. россиян сегодня активно пользуются нашим приложением Сбербанк Онлайн. Жители Забайкальского края также в полной мере оценили и безопасность, и комфорт, и быстроту процесса, оформления и получения тех же кредитов через цифровые сервисы банка. Ведь с их помощью люди могут получить деньги, не выходя из дома и всего за несколько минут. В 2020 году 75% потребительских кредитов оформлено нашими клиентам через Сбербанк Онлайн. С помощью этого приложения клиент может оформить заявку на кредит, получить одобрение банка и дождаться зачисления денежных средств, не выходя из дома, или не покидая рабочего места. При этом оцените скорость - оформляя онлайн-заявку на кредит, житель региона может получить свою заветную сумму всего за 1 минуту. Сегодня это уже не фантастика, это реальность и это тоже перемены, которые внесла в поведение потребителей и бизнеса, нашего банка в том числе, ситуация с пандемией.
Новые предложения, новые форматы работы, новые приоритеты – вот, чем в том числе должен запомниться уходящий 2020-й год. И в данном случае, я бы как раз назвал этот этап не временем кризиса, а - временем новых возможностей.
- Давайте еще немного поговорим о технологиях и возможностях глубокого анализа происходящего. У Сбера ведь есть большие данные, которые показывают всю динамику жизни в регионах, что они говорят? Есть выводы на этот счет, например, у аналитиков СберИндекса?
- Аналитики СберИндекса говорят, что экономическая динамика в целом у нас в стране по всем основным направлениям замедляется. Первая, а теперь и вторая, волна пандемии многих заставила пересмотреть и свои приоритеты, и свои жизненные запросы. Уровень потребительского спроса наглядно показывает сейчас и качество жизни территорий в новых экономических условиях, и насколько, в принципе, люди готовы вернуться к своим прежним критериям нормы. Сейчас, если сравнивать ситуацию с весной 2020 года, когда пандемия для регионов была неожиданной, когда бизнес и население к новому формату жизни были не очень готовы, сейчас – в конце 2020 года, некоторое замедление экономических процессов уже не носит обвального характера и не является внезапной остановкой всей экономики. Так ситуацию видят аналитики. Надо сказать, что наступление второй волны пандемии совпало с моментом, когда в регионах постепенно ситуация уже начала выправляться и даже т. н. отложенный спрос населения по потреблению товаров и услуг уже был тоже удовлетворён. Сейчас, в ответ на вновь возросшую угрозу заражения потребители снова вынуждены поменять свое поведение, постепенно сокращать свои траты, но в первую очередь речь здесь идет о расходах, связанных с посещением многолюдных мест. Больше других в регионах сейчас, пожалуй, страдает туриндустрия (–61,1% г/г) это объясняется все еще существующими ограничениями по передвижению людей между странами. Вторая волна коронавируса существенно сократила и спрос потребителей на услуги кафе, баров, ресторанов (–29,6% г/г), меньше спрос на услуги индустрии красоты (–21,4% г/г) и сферу развлечений (–61,5% г/г). Забайкальский край, конечно, тоже в тренде этих перемен.
Но, мы находимся сейчас и в другом тренде – положительном, он как раз является признаком постепенного возврата к обычной жизни, к тому, что люди уже начинают подготовку к встрече Нового года, а значит и настроение у людей начинает меняться. В настоящее время наблюдается характерный для конца года рост трат населения городов и поселков на продовольствие (+6,6% г/г) - люди в этом сегменте постепенно возвращаются к своим обычным потребительским привычкам. Так что, думаю, декабрь еще должен показать, что в потребительском поведении жителей регионов, нашего края в том числе, все –таки победит – пандемия или новогоднее настроение. Кредитное поведение уже показывает динамику со знаком плюс.