28 ноября – начало Рождественского поста. Для чего он нужен и что дает человеку? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает иерей Сергий (Комков), помощник Благочинного первого округа Читинского благочиния, руководитель отдела по тюремному богослужению Читинской и Краснокаменской Епархии.
«Пост – не диета»
- Пост предваряет великий праздник Рождества Христова. Верующие люди совершают пост для того, чтобы достойно и правильно подготовиться к встрече великого праздника, благодаря которому начинается новая эра в развитии человечества на земле. Под названием «пост» можно подразумевать: первое - это пост телесный и второе, более важное, - это пост духовный. Но все они сливаются в единое целое для достижения определенной цели. Просто соблюдать пост, не занимаясь духовным творчеством, это будет называться диетой. Ее соблюдают и больные люди, которым прописывают врачи воздержание от той или иной пищи. Под постом духовным надо понимать борьбу со своими недостатками и приобретение высоких морально – нравственных качеств: благородства, любви, взаимопонимания, милосердия и прочих. То есть, тех добрых качеств, которые даются человеку от Бога за его веру, труды, старания, которые он прилагает для того, чтобы очистить душу, облагородить ее в образ Божий. Вот это и есть та самая цель, которую мы пытаемся достичь, выполняя предписания церковного Устава, соблюдая однодневные и многодневные посты, а в особенности те посты, которые предваряют великие праздники, известные всем людям, даже неверующим.
- Есть исключения из этих предписаниий и церковных правил?
- По медицинским понятиям, и телесный пост полезен для человека, так как во время длительного поста кровь человека становится жидкой, а перегоняет перекачивает эту кровь в организме сердце, подобное некоему насосу. И жидкую-то кровь перекачивать этому насосу легче, нежели густую. Потому постники (а история русского православия пестрит такими людьми, они назывались святыми) жили долго и мало кто из них болел. Значит, не в качестве пищи здоровье, а в чем-то другом. Но люди сейчас об этом не задумываются. Они думают, что если постоянно будут кушать пищу животного происхождения, высококалорийную, то они будут здоровы и сильны. Это отнюдь не так. Есть такое понятие как «дух». Говорят же: «Сильный или слабый духом человек». Мы знаем из истории наших русских святых, насколько они были привержены и любили время поста, потому что понимали: это время особого духовного творчества, когда человек приобретает бесценное сокровище для своей души, ее бесценные качества. То настоящее, подлинное, что мы заберем с собой из земной жизни в Вечность.
- А как поступали святые отцы?
- Примеров, конечно, можно много привести: Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, которые были великими постниками и нисколько от этого не страдали физически, а были сильными, крепкими людьми. Потому что, в конце-концов, здоровье человека дается от Творца, от Бога. Как-то был один случай, когда святой праведный Иоанн Кронштадтский сильно заболел. И во время многодневного Великого Поста врачи настоятельно рекомендовали ему покушать мясо, на что он категорически отказывался. И тогда в этом споре с врачами праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Если меня моя мама благословит, то я поем». А так как его мама была глубоковерующим и благочестивым человеком, она не дала ему такого благословения. И после этого он сказал: «Я же не могу прекословить своей матери, своим родителям». Он не стал вкушать мясо и, тем не менее, выздоровел при помощи Божией Благодати. Вот так же другие люди твердо стояли в своих желаниях, намерениях угождать Богу, а не каким-то своим личным прихотям, сиюминутным желаниям. Самое главное - пост воспитывает в человеке силу воли. То есть, у человека есть возможность покушать мясо, молочные продукты, но он воздерживается. Стоит только протянуть руку и открыть холодильник, но он этого не делает, потому что не время сейчас. Ведь все хорошо, что в меру. И если человек научится в своей жизни относиться ко всему своевременно, тогда он во всем начинает эту меру соблюдать. И пост воспитывает в человеке некую строгость.
- Надо вовремя сказать «нет»?
-Да. Но сейчас люди крайне неохотно говорят своим желаниям: «Нет». Хочется всего побольше, и сразу. А жизнь нас учит тому, что так нельзя, в этом нет пользы. Что человек делает без меры - это портит его здоровье, разрушает его внутренний духовный мир. Всем известно, как тяжело тучным людям в старости. Тем людям, которые никогда не знали, что такое пост. Они страдают: большой вес, перегрузки на сердце, кровеносную систему, не согнуться, не разогнуться… Это же для самого человека мучительно. Раньше в России такого не было. Люди были крепкие от чего? От того, что воспитывали в себе это воздержание и периодически, во время поста, из человек выводится много шлаков и токсинов, очищается организм. И изначально пост рассчитан Творцом, Создателем для принятия растительной пищи.
- Есть примеры, когда во время поста излечиваются многие болезни…
- Болезни излечиваются и голоданием. Восстанавливаются такие органы как печень, почки… Суставные болезни тоже ослабевают. Мы ведь не делаем физическую зарядку во взрослой жизни, а тот человек, который постоянно разминает свою спину поклонами, а колени – земными поклонами… Человеку это полезно для физического здоровья. В общем, плюсов столько, что говорить об этом можно очень долго.
- А больные, дети, беременные?
- Для людей болящих церковь всегда идет на уступки и благословляет поститься человеку по его физическим силам, способностям. Есть послабление беременным женщинам, детям. Необходимо понимать пост не как наказание, а как воспитание. Ребенок не понимает, что такое мясо, рыба… Но он понимает, что такое сладкое, например. Он понимает, что такое долго посидеть у телевизора, за компьютером. И ограничение в этих вещах тоже будет являться неким постом, которое будет воспитывать в человеке разумную меру.
- Желательно не посещать в эти дни и какие-то развлекательно-увеселительные места, мероприятия?
- Раньше во время длительных постов в России всегда закрывались увеселительные заведения: рестораны, театры… Чтобы сосредоточиться человеку на молитве, которая остепеняет его, отрезвляет и вразумляет. У человека становится чище и восприимчивее совесть. А совесть – это ни что иное, как голос Божий в человеке. Все, что мы делаем, это или благодатно отражается на нашей земной жизни, или отрицательно. Делаем добро, говорим добрые слова, совершаем добрые поступки, они нам вернутся, и воздастся человеку за это добро. И в человеке, благодаря этому поведению, будет жить добро и чистота. А человек, который живет грязно, со злобой, руганью и прочими делами, это в его душе и будет жить, и никогда не принесет ему состояния полноценного счастья. Ведь человек по-настоящему счастлив, когда у него на душе чисто, светло и спокойно.
«Без Бога – не до порога»
- Это хорошо: пост, молитва, посещение храма, богослужение, исповедь, причастие. Это время, когда у человека больше возможности общаться с Богом, но жизнь-то идет, у человека проблемы личные, на работе, он сталкивается с ними ежечасно. Как смиряться, как терпеть?
- Дело в том, что нам не хватает веры и мы думаем, что Господь Бог никак не участвует в нашей жизни: не является нам помощником, не является нашим благодетелем и вдохновителем нашей жизни. На самом деле, в Священном Писании сказано, что и «волос с головы человека не падает без Воли Божией». То есть, наши волосы все изочтены у Бога. Настолько Господь Бог близко к человеку и пристально наблюдает за ним и старается помочь в каждой трудной ситуации. «Ищите прежде Царствие Божие и правды Его, остальное, - сказал Господь, - все вам приложится». Он знает наперед, что будет с нашей жизнью. Он знает, где протянуть руку помощи, поддержать, укрепить, где «соломку подстелить. «Без Бога не до порога», - говорили наши благочестивые предки. Они не выходили из дома, не перекрестившись. Потому что понимали - без благословения Божьего человек многого не может достигнуть. Порой даже элементарного. Очень часто человеку не хватает этого благословения свыше.
«Господь нами правит»…
- Все по Его воле?
- А это очень приятно, когда жизнью управляет Творец. Потому что Он никогда не сделает человеку плохо. Плохо мы делаем только сами себе, потому что мы нарушаем законы, заложенные в природу естества человека – это Законы Божии, и мы их не только нарушаем, мы их даже и не знаем. А они, эти Законы, действуют. И нарушать их - только себе во вред.
- Каждый год мы встречаем эти посты, участвуем в них – кто лучше, кто хуже… И каждый год пост дает человеку что-то большее, что-то новое. Правда ли, что после каждого поста человек становится лучше?
- Несомненно. Это время сугубого приобретения каких-то качеств, если человек разумно проводит пост. Но и в течение года человек преображает свою душу и правильно верующий человек видит в себе эти перемены. Это зависит от его усердия. Прикрывшись газетой и лежа на диване, духовных сокровищ для себя не приобретешь. Приобретут только те люди, которые не лежа на диване проводили воскресный день, а постояли в храме полтора часа на службе, отдохнули душой, получили от Бога благословение на предстоящую неделю. А мы ведь просим благословения не только на наши материальные успехи, мы просим благословения и на духовные делания: противостоять злу, не отвечать злом на зло, не поддаваться злобе… И еще один немаловажный фактор нашего посещения храма: мы проявляем по отношению к Богу благодарность за прошедшую неделю. Не нужны Богу наши деньги, другие материальные успехи, Богу нужно доброе расположение человеческой души, человеческого сердца. Те люди, которые не ходили в церковь, в старину считались невеждами. Невежественными людьми, неблагодарными. Мы сегодня потребленцы, многие идут к Богу только тогда, когда их прижмет, прищучит, как говорится. Но этого бы не было, если ли б мы были прихожанами, а не захожанами в храм. Если мы хотим стать богоподобными людьми по качествам своей души, естественно, должны преодолеть многие и многие испытания в своей жизни, трудности и скорби, претерпеть болезни. Но это все возвышает человеческую душу. То есть, если человек правильно относится к тому, что происходит в его жизни, то он облагораживается душой. Как ювелир, который хочет изготовить хорошее украшение, он долго работает с золотом, тщательно гранит драгоценный камень. И только тогда изделие становится красивым и готово выполнить свое предназначение. Так и душа человека. Ее надо мять, шлифовать, шкурить, полировать, чтобы из нее получился драгоценный бриллиант. С хорошими качествами, с богоподобными качествами. Те люди, которые это хорошо понимают, соблюдают пост в полной мере. И стараются это время потратить для такой сугубой пользы в своей жизни.
«Священник - не кумир»
- А когда человек находится в изоляции от общества? В тюрьме, например… Вы, отче, окормляете исправительные колонии, являетесь духовником для заключенных. Как там постятся?
- В колонии поститься сложновато, потому что они не сами себе готовят пищу, они едят то, что им приготовят в столовой…
- Как и другие люди, которые находятся на лечении в больнице, в армии или в командировке…
-Да. Но заключенные могут от чего-то и отказаться: они могут отдать кому-то ту же котлету мясную, кусок рыбы не съесть. Для тех лиц, которые содержатся в ИК, более важный пост – это воздержание от своих душевных, эмоциональных качеств. Я от них требую не того, чтобы они строго постились без мяса, рыбы и молока, требую, чтобы они не матерились, не ругались, не отвечали злом за зло. Больше читали духовной литературы, ходили в храм или молитвенную комнату. Может быть, примирились с теми людьми, которых обидели, это тоже очень важно… Вот такие требования для заключенных.
- Как обрести духовного отца? Многие люди об этом спрашивают…
- Святые старцы пишут: «Не надо проситься в духовные чада». Не надо проситься к священнику: «Батюшка, будьте моим духовником». Чувствуете, что от советов того или иного священника вы чувствуете пользу, и его духовные наставления вам помогают в жизни, то надо пользоваться помощью этого священника. Стараться приходить только к нему на исповедь, а священник, которому исповедуется один и тот же человек, он уже видит его внутренние наклонности, особенности, и пытается направить по правильному пути. Вот это и будет добрым соработничеством - то есть, когда человек выбрал для себя духовника, чувствует, что он помогает ему своими наставлениями, советами, молитвами, прибегает к его помощи. Только не надо при этом делать из священника какого-то кумира, не надо относиться к священнику так, чтобы он затмевал Бога. Все мы люди, нам свойственно ошибаться, поэтому надо не только прибегать к помощи священника, но и стараться самому духовно развиваться: читать святоотеческую духовную литературу, читать Священное писание, Новый Завет, Псалтырь, научиться молиться. Разобраться, в конце-концов, самому в себе: что же во мне есть плохого и чего хорошего не хватает. Это и будет духовным соработничеством вкупе со священником, который будет наблюдать и помогать.
Ирина Жигулина
Рождественский пост начинается 28 ноября, именуется еще и Филипповым, так как накануне, 27 ноября, Церковь совершает празднование святого апостола Филиппа. Пост – нестрогий, в его продолжение, по субботам и воскресеньям разрешается вкушение рыбы. Заканчивается в день великого двунадесятого праздника Рождества Христова, когда и совершается разговление.