Или, как говорит Жванецкий, «может, что-то в консерватории подправить»?
Предыдущая моя статья «Администрация строгого режима» вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые, приближённые к администрации края люди (правда, под «никами») ехидно спрашивали: а что, автор так умён и знает, как выйти из кризиса?
Не в коня корм?
Ну, начнём с того, что автор не член правительства и никаких решений принимать не может. Очевидно, в правительстве сидят самые умные люди. Но анализировать и думать никто никому не запрещает. А в самом начале нового 2016 года время задаться вопросом – в чём корень зла?
Так вот, с точки зрения обычного человека в здравом уме и твёрдой памяти смотреть на ситуацию без недоумения просто невозможно. Например, чем объяснить наличие такого колоссального количество бедных в нашей стране (каждый пятый), процент которых всё более увеличивается, существование миллионов безработных, в целом низкий уровень жизни населения и огромную зависимость от санкций и курса валют? А ведь по природным богатствам мы не Япония или любая европейская страна. Бог дал нам всё для безбедной самодостаточной жизни. Так, по площади чернозёмов и запасам пресной воды мы первые в мире. Объём воды в озере Байкал в 5 раз превышает объём великих озёр США, а чернозёмов у нас 50% от всех мировых. У нас больше всех лесов – две трети мирового запаса. И по запасам природного газа мы первые – 23,7% против 3,7% у США. Даже по запасам сланцевой нефти мы обгоняем Америку – у нас её 75 млрд. баррелей, а у них 58 млрд. То же с запасами железной руды, серебра, алмазов. Почему же при этом мы такие бедные?
Причин много, но на первом месте, по-моему, колоссальная и ленивая бюрократия, которая плодится, невзирая на все заверения руководства о сокращении чиновников. Именно эта бюрократия и сама получила невиданный доселе доступ к народным богатствам, и породила прожорливую олигархию, которая ей выгодна (взятки, откаты, сговор и т.д.). Поэтому по неравенству и распределению доходов мы тоже первые в мире. На долю 1% россиян приходится 71% всех личных активов – в этом мы обгоняем даже Америку с её 44%.
Но может быть Забайкальский край у нас Богом забытый, поэтому мы даже беднее среднего россиянина и, словно в 90-х годах минувшего столетия, у нас месяцами задерживают зарплату учителям, врачам, культработника и прочим бюджетникам? Вряд ли. Многие регионы завидуют нам по природным возможностям. Край занимает 2,5% территории России, но у нас 38% разведанных запасов плавикового шпата в стране, 21% меди, 31% циркония, 27% молибдена, 18% титана, ,16% серебра, 9% свинца, 6% золота, имеются большие запасы вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд. Но что это нам даёт? Некогда всероссийский проект – освоение крупнейшего в мире Удоканского месторождения меди усилиями ещё прежнего руководства края загублен, а теперь отнесён к 2020 году. Чахнет некогда знаменитый Приаргунский урановый комбинат, в труднейшем положении Забайкальский ГОК. Ранее разрекламированный проект освоения юго-востока края по сути провален. Жирекенский молибденовый комбинат вообще приказал долго жить и т.д.
На территории края разведано 20 крупных месторождений угля с запасами 3,4 млрд. тонн, но в своё время мы продали за бесценок наши угольные месторождения СУЭК, а теперь покупаем уголёк для своих нужд втридорога.
У нас полно лесов, но кому это приносит пользу? Только лесным браконьерам, с которыми идёт видимость борьбы, да соседнему Китаю, где лес берегут, а древесину кругляком скупают за бесценок у тех же браконьеров или пользуются дешёвой арендой лесных массивов якобы под промышленные нужды (пример - Амазарский целлюлозный завод).
А может быть, у нас меньше стало лугов, полей и рек? Отнюдь нет. Так почему же загубили собственное сельское хозяйство, а теперь полемизируем на тему – надо или нет привлекать китайцев для освоения собственных земель? Какой-то сплошной абсурд.
В крае много заказников, природных парков, озёр, уникальная природа, но никто и пальцем не пошевелил, чтобы развить туризм (хотя счёт совещаниям по этому поводу потерян).
На деле есть всё для развития производства и нормальной жизни. Нет хозяина, хорошего менеджмента. Как говорится, не в коня корм.
Лёжа на печи
А где наши забайкальские промышленные предприятия? Где Петровск-Забайкальский металлургический завод, Сретенский судостроительный завод, Читинские машзавод, станкозавод, КСК, завод автоспецоборудования, завод торгового оборудования и др. – пусть небольшие, но дававшие продукцию и рабочие места? Где некогда многочисленные леспромхозы, ГОКи? Просто удивительно, но на всё про всё у наших руководителей один ответ – производить у нас невыгодно: электричество дорогое, дороги плохие, связь никудышная, основные фонды изношены – в результате, инвесторы к нам не идут. Как будто всё это – не рукотворные, а некие «объективные» причины.
Но хотелось бы увидеть хоть один пример того, как наши министры, члены правительства борются за предприятия, стремятся создать выгодные экономические условия для производителей, для того же малого бизнеса, который также хиреет в крае на глазах. Нет этого. Но есть полное равнодушие к возрождению производства. Это хорошо видно на примере Читинского машзавода. До сих пор никто из правительства края так и не разъяснил, что стало с этим заводом. А ведь повод был основательный. Сообщение в прессе о том, что генерального директора предприятия Сергея Ганичева вынудили покинуть свой пост, должно было вызвать ответную реакцию в региональном правительстве. Ибо это по сути одно из последних промышленных предприятий краевого центра, которое, судя по ранее озвученным гендиректором Ганичевым намерениям, реально можно было возродить, вдохнуть в него новую жизнь и выпускать современную продукцию. Но вместо этого, по словам Ганичева, акционеры преследуют другие цели, явно корыстные: то есть хотят «получить авансы под госзаказы, распродать территорию и имущество предприятия, а в итоге закрыть завод через банкротство».
Прав ли был Ганичев, бросивший резкие обвинения в корысти в адрес акционеров или нет? Подозрительно само молчание руководителей края. Сейчас завод вроде бы обещают перебазировать на новую площадку, за черту города, появились, дескать, заказы на продукцию. Но веры нет. Видимо, кому-то очень понадобилась прежняя большая площадка в центре города.
Вспомним и то, как разворовали Петровск-Забайкальский металлургический завод. Это было сделано на виду у прежнего руководства края и, более того, при косвенном его участии – отдельные личности этой безумной авантюры до сих пор функционируют во власти.
Это и многое другое в том же ряду содержат ответ на вопрос – знает ли автор, как выйти из рукотворного кризиса. Думать о деталях – дело высокооплачиваемых министров, топ-менеджеров, депутатов, в конце концов. Но им сегодня легче бездействовать, не портить отношение с федеральной властью и думать о собственном благополучии – получать высокое жалование, откаты, другие материальные блага. И ссылаться на ту же федеральную власть – дескать, мало она нам помогает. А все «деловые» предложения сводятся к одному – надо активнее просить и требовать финансовых средств от федеральной власти – пусть раскошелятся нам на бедность.
Но кто же будет давать больше тем, кто бездействует? Наличие чиновничьего мундира – это ещё не повод считать этих людей государственными служащими. Мундир может и на манекене висеть.
Владимир Тихомиров