То, что раньше всем было очевидно, Наталья Жданова открывает для себя только в новом качестве.
Недавно в интервью журналистам врио губернатора Наталья Жданова призналась: «Чем дальше (на посту - авт.), тем больше вижу отголоски той экономической политики, приверженцем и основоположником которой был Шеметов, которые мы сегодня имеем».
Дело не в деньгах, хотя и в них тоже
Ну, если быть точным, то «приверженцем и основоположником» прежней экономической политики был всё-таки экс-губернатор Константин Ильковский. А Алексей Шеметов, как верный оруженосец губернатора Санчо Панса, добросовестно проводил его социально-экономическую политику в жизнь. Это и рост госдолга, в котором бывший губернатор не видел ничего страшного, и многомиллиардные кредиторские задолженности по тем объектам, которые начинались не под заведённые лимиты и при отсутствии финансирования. Это и задержки по заработной плате. И, как сегодня определяет Наталья Николаевна в качестве «самого главного», - невыполнение программы по ветхому жилью.
Всё было бы логично, если бы не одно но. Напрасно Наталья Жданова сегодня делает вид, что всё это и многое другое – для неё полное откровение. Будучи на посту председателя Законодательного собрания Забайкальского края, она не могла не видеть и тогда всей пагубности той социально-экономической политики, которую исповедовал и губернатор, и всё его правительство. Более того, если сегодня она вдруг прозрела и увидела все издержки и последствия данной политики, то почему в правительстве всё-то действуют ключевые министры из команды Ильковского – в том числе те, которые несут прямую ответственность за провалы? Это и зампред председателя правительства по социальным вопросам, министры финансов, экономического развития, территориального развития и проч. До выборов губернатора ещё несколько месяцев, а работать по-новому надо уже сейчас – это стало бы лучшей агитацией за главного кандидата на высшую должность региона. А что же можно сделать со старыми кадрами?
Вот возьмём хотя бы главный провал, якобы из-за которого был фактически снят с должности Константин Ильковский - невыполнение программы по переселению граждан из ветхого жилья (хотя очевидно, что причина не только и не столько в этом). Версию самого Ильковского и его министров по поводу провала этой программы мы знаем, она озвучивалась ранее много раз, в том числе и Натальей Ждановой. Она проста: федеральное правительство систематически задерживало перечисление денег на эти цели в регион, а, кроме того, по поручению президента приходилось дополнительно решать аналогичные задачи по переселению граждан из населённых пунктов, которые изначально не входили в программу и были порождены форс-мажорными обстоятельствами.
Но вот недавно в Чите побывал зам. главы Минстроя Андрей Чибис, который проинспектировал ход выполнения программ переселения граждан их ветхого жилья, а заодно и качество капитального ремонта жилых домов. И вот что он говорил журналистам:
- Главная проблема - не финансовая, есть проблема организации процесса. Деньги, которые были перечислены, они есть в регионе, проблема здесь в жесткой организации контроля. Все финансовые средства в установленном порядке перечислены, но главная задача фактическая реализация. Министр, отвечающий за это, сам признал, что не было должным образом организовано исполнение, и необходимо эту ошибку исправлять.
Поездив вместе с московским гостем по местам «переселенцев», прозрела, наконец, и сама Наталья Жданова. Подводя итоги, она призналась, что «картина с переселением грустная» и дело действительно не в деньгах, а в ответственности (вернее безответственности) чиновников. Теперь, по её словам, дело будет на её жёстком контроле и персональной ответственности чиновников, работающих по реализации программы.
Всё это звучит сегодня свежо, многообещающе, но, в то же время, вызывает недоумение: неужели раньше Наталья Жданова на посту председателя Заксобрания края всего этого не видела, не понимала и (что трудно представить) не знала истинного положения вещей с финансированием на эти цели. Но ведь и программа по переселению граждан их ветхого жилья утверждалась Заксобранием, и все финансы по ней расписаны с участием депутатов, и выполнение её должно быть на контроле Заксобрания. Какое же здесь может быть откровение для человека отнюдь не со стороны, а изнутри всей управленческой системы нашим краем? Честно скажу, большое сомнение возникает в искренности нынешних оценок Натальи Ждановой.
Долг платежом страшен
Или вот взять проблему госдолга, которую сегодня так серьёзно осуждает врио губернатора края. И трудно с ней не согласиться. Но что-то не припомнить, чтобы депутаты Заксобрания, она лично выступали против такой долговой политики исполнительной власти края раньше, в бытность губернатором Константина Ильковского. А ведь именно Заксобрание утвердило бюджет края таким, каким он является, в том числе и с ориентацией на госдолг, то есть на коммерческие кредиты.
Если кто-то подзабыл, то напомним, что ещё на стадии принятия бюджета края на 2016 год наша власть уже залезла в долги по самые уши – их было 26, 5 млрд. рублей, и только на обслуживание требовалось в 2016 году 2,2 млрд. Это притом, что в течение года правительство региона намерено было погасить 11 млрд. рублей госдолга.
Но вот, согласно долговой книге Минфина края, на 1 июня 2016 года госдолг составляет уже 28,3 рублей. И это при заложенных в бюджет собственных доходах в 24,2 млрд. Но он не спасает. Большая задолженность остаётся по ЖКХ у бюджетных учреждений, в том числе общеобразовательных школ. Есть задолженность и за питание, и охрану, по оздоровительной кампании школьников. Бичом остаются долги по зарплате бюджетникам.
В то же время трудно вспомнить, чтобы кто-то из региональных депутатов выразил тревогу по поводу потрясающего легкомыслия исполнительной власти края в вопросе накопления долгов. А ведь Константин Ильковский публично заявлял: «Честно говоря, несмотря на то, что я обременён каким-то образованием, в том числе экономическим, я не понимаю, что это за вопросы по государственному долгу. Вы мне скажите, ну, допустим, у нас долг один миллиард или 100 миллиардов – как это отражается на нашей с вами жизни? К реальной жизни это отношения не имеет».
Позицию «каки таки долги?» поддерживал и Андрей Кефер. Судя по высказываниям, он до сих пор считает, что ничего «смертельного» в госдолге нет, его нельзя рассматривать как «неликвидность» бюджета, это «всего лишь «инструмент сугубо экономический, который должен быть направлен на развитие края». Правда, сетовал он, что ничем госдолг развитию края помочь не может, поскольку «практически все кредитные ресурсы регион вынужден направлять на финансирование первоочередных расходов».
И ведь вот что удивительно: эту «осмысленную» позицию правительство Ильковского проводило с самого начала. На 1 мая 2013 года, когда в нашем крае появился новый врио губернатора, «обременённый экономическим образованием», долг края составлял 8 млрд. 316 млн. рублей. Теперь, как видим, в разы больше. И сделал он это при молчаливом согласии и самой Натальи Николаевны, и нашего краевого депутатского корпуса.
Сейчас все эти огрехи приходится подчищать. Как известно, Владимир Путин помог новому врио губернатора и распорядился выделить несколько миллиардов рублей бюджетного кредита для решения хотя бы кричащих проблем края. Частично деньги были потрачены на погашение задолженности по зарплате учителям и прочим работникам бюджетной сферы, на социальные обязательства, частично на погашение коммерческих долгов, взятых у банков под большой процент. В результате госдолг, достигнув в апреле почти 30-миллиардной отметки, несколько понизился, но теперь видим – снова растёт.
Предстоит как-то выгребаться из этой трясины. А ситуация обостряется, поскольку бюджет при нынешнем состоянии экономики края, остаётся несостоятельным. Дополнительных же денег на бюджетную обеспеченность края никто давать не собирается.
Всего этого, судя по нынешним заявлениям, Наталья Николаевна раньше просто не замечала. Также ни она, ни депутаты не видели, как загубили Читинский машзавод, уничтожают Сретенский судостроительный, изничтожили другие большие и малые предприятия края – и ничем этому не препятствовали. И теперь заявление Ждановой в структурах федеральной власти о том, что, дескать, край столкнулся, словно с айсбергом, с бюджетной недостаточностью, трудно воспринимать всерьёз не то что в Москве, но и в собственном регионе.
Думаю, для «старожила» Забайкальского края Натальи Ждановой ещё много предстоит сделать нерадостных открытий, которые она раньше почему-то не замечала. Хотя обязана была.
Владимир Тихомиров