Соглашение с Минфином или «бонитировка» льготников Забайкалья?
Губернатор Наталья Жданова вновь, по второму кругу, внесла в Заксобрание края пакет законов, ранее отклонённых депутатами, которые сокращают социальные выплаты определённым категориям забайкальцев.
Продолжая «несправедливую ошибку»
А ведь хорошо говорила Наталья Николаевна во время своей выборной кампании летом прошлого года: «Сегодня в Забайкальском крае высок запрос на сильную социальную политику. Благополучие каждого жителя — основной принцип, по которому должен развиваться наш край. И одной из важнейших тем социальной политики руководство края считает поддержку ветеранов… По инициативе краевого правительства депутаты приняли решение возобновить ветеранские выплаты, исправив таким образом допущенную прежде несправедливую, на мой взгляд, ошибку».
Ну, хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
Все перипетии «несправедливой ошибки» наши читатели хорошо помнят. Ильковский в угаре оптимизации бюджетных расходов ущемил ветеранов и другие категории граждан, имевших право на льготы по ранее принятым законам, предложил поправки к законам. Заксобрание согласилось, люди возмутились, суд заставил льготы вернуть (правда, не всем ущемлённым). В этой «ошибке» была изрядная доля вины и самой Натальи Ждановой как председателя Заксобрания края, через которое проходили поправки к законам. Позже ей очень хотелось оправдать доверие президента, выдвинувшего её кандидатом, и выиграть выборы. Отсюда и скоропалительные обещания – обычное дело. С помощью федеральной власти на фоне президентской поддержки нашлись деньги и на кратковременную выплату льгот, и на ремонт жилья ветеранам, и на возобновление программы по расселению граждан из ветхого жилья. Но…
Не прошло и полгода, как снова изменился курс. Федеральный Минфин потребовал в обмен на дополнительную финансовую поддержку принять не бутафорские, а реальные меры по сокращению бюджетных расходов края. В качестве аргумента он провёл совместно с Экспертным управлением президента РФ, Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения РФ анализ бюджетной политики руководства Забайкальского края. Выявились существенные провалы в этой области (о них мы частично писали в статье «Бюджет в решете», см. наш сайт за 6 янв. с. г.). Главное же, что там звучала идея: не оптимизируете финансовые расходы – не получите дополнительную помощь в размере около 3,5 млрд. рублей.
И вот та же Наталья Николаевна, которая летом, будучи кандидатом в губернаторы края, говорила о «несправедливой ошибке» своего предшественника, лишившего льгот значительную часть заслуженных людей края, сама стала продавливать пакет законов, которыми тысячи граждан этих льгот могут лишиться.
Начали с бедных
Появился новый термин – критерии нуждаемости. Его смысл в том, чтобы отменить льготные выплаты тем, кто ещё как-то за счёт своей трудовой активности может держаться на относительно приемлемом материальном уровне. Что касается многодетных семей, например, то мер социальной поддержки лишатся те из них, в которых среднедушевой доход превышает прожиточный минимум (сегодня 10519 рублей). Что касается ветеранов, то если у него пенсия до 13 тыс. рублей (средняя величина по краю), то он в зоне критерия нуждаемости, получит 1500 рублей доплаты, если выше – не взыщи. Сам виноват – работаешь, видимо… Ну, и т.д. по всем видам льготников. Экономия в бюджете края за счёт оптимизации всех социальных выплат путём введения критериев нуждаемости будет равна 82 миллионам рублей.
Что здесь бросается в глаза? Обсуждение всех этих ограничений в Заксобрании края проходит так, будто речь идёт не о людях, тем более заслуженных – ветеранах, отдавших краю десятки лет трудовой деятельности, и не о многодетных семьях, - а о… бонитировке скота (оценка животных по комплексу признаков с целью определения их племенной ценности и дальнейшего использования). То и дело звучало: выплат лишится «всего лишь» 1300 человек, или «совсем ничего» – 252 человека и т.п.
А ведь речь идёт о людях, которые по праву считают даже эти копеечные по сути выплаты не какой-то серьёзной материальной помощью, а законным признанием своих заслуг. А тут - дали льготу, отобрали льготу, снова дали, снова отобрали. И над всем этим – какой-то, можно сказать, коммерческий торг. Сократим «всего лишь» 1300 льготников – получим от Минфина РФ обещанные миллиарды, нет – не дадут, тогда и зарплату бюджетникам выплатить нечем будет.
Но вот вопрос: почему руководители Забайкальского края решили начать «оптимизацию» бюджета с самых бедных, материально уязвимых слоёв населения? Ведь понятно - это в высшей степени не справедливо и, безусловно, вызывает большой негативный резонанс в обществе. Обратимся к записке Минфина РФ, которая содержит анализ финансового блока края, подготовленного в декабре прошлого года. Там содержатся большие замечания в адрес как раз управленческого персонала. Говорится, в частности, что штатная численность работников государственных органов Забайкальского края на 1000 человек является одной из самых высоких в регионах Сибирского федерального округа и составляет 3,06 человек, превысив среднероссийский показатель (1,87 человека) в 1,6 раза. Содержатся замечания и по поводу необоснованного повышения зарплат госслужащих. Например, с 1 января 2015 года увеличена среднемесячная заработная плата государственных служащих, замещающих государственные должности, в среднем на 60-70%, (правительство Забайкальского края, Контрольно-счетная палата, Избирком и др.), что стоит бюджету Забайкальского края дополнительных расходов ежегодно в сумме 51,4 млн. рублей. Возможно, надо было в чём-то ужаться, чтобы не трогать жалкие социальные выплаты ветеранам, многодетным семьям и т.д. (всего поправки предлагаются в 7 законов).
При желании можно было это сделать. Так называемые общегосударственные вопросы в краевом бюджете профинансированы более чем на 2,3 млрд. рублей. Например, на функционирование законодательного органа и представительных органов муниципальных образований предусмотрено в бюджете 127,8 млн. рублей. На закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в бюджете заложено 54,2 млн. рублей. Подобных статей – множество. Возможно, там поискать резервы? Конечно, скажут в администрации края, в Соглашении с федеральным Минфином предусмотрены конкретные меры по сокращению социальных выплат. Ну, так надо работать с федералами, доказывать им, искать компромисс – на то и региональное правительство. Не желают. Идут по лёгкому пути. Теряя на ходу авторитет у населения.
Под прицелом – повышенный коэффициент
Мало, очевидно, кто знает, что следующим шагом может стать отмена повышенного районного коэффициента - 1,4. Отмена данного коэффициента – одно из знаковых требований Минфина РФ. Вот что говорится в его записке: «Следует отметить установление органами государственной власти Забайкальского края районного коэффициента к заработной плате для лиц, работающих в органах и учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, в размере выше федерального уровня на 20 процентов. Ежегодные расходы бюджета региона на исполнение обязательства по установлению районного коэффициента в размере выше федерального уровня составляют более 2,5 млрд. рублей. Повышенный районный коэффициент увеличивает минимальный размер оплаты труда, расходы, связанные с обеспечением иных расходных обязательств (доплаты к пенсиям государственных и муниципальных служащих, социальные выплаты), а также приводит к мультипликативному эффекту в связи с тем, что повышенный коэффициент входит в структуру тарифов (стоимость работ, услуг) всех отраслей экономики Забайкальского края».
Как поведёт себя в данном случае региональная власть? Надо учесть, что ранее и Константином Ильковским, и Натальей Ждановой населению давались твёрдые обещания, что коэффициент будет сохранён. Он был введён в Читинской области в начале 1990-х годов, в период безвременья и «парада суверенитетов». Но федеральная власть никогда его не признавала, всегда требовала отменить и не финансировала. В настоящее время требование жёсткое – привести коэффициент к федеральному уровню, т.е 1,2.
В период избирательной кампании Наталья Жданова твёрдо обещала сохранить повышенный коэффициент (это важно не только для чиновников, но и для наших учителей, врачей и прочих бюджетников, получающих зарплату из регионального бюджета).
Найдёт ли сегодня региональная власть политическую волю выполнить обещание?
Владимир Тихомиров