К тому, что после прихода тёплых деньков в Забайкалье начинаются лесные пожары, жители, к сожалению, уже привыкли. Этот год не стал исключением. Первый пожар и вовсе случился в феврале. «Что же будет летом, если гореть начали так рано», – говорили забайкальцы. И разгул огненной стихии не заставил себя долго ждать. Тем сильнее радовались жители края дождям, потушившим леса, большинство из которых и тушить-то никто не собирался – далеко и дорого. Кто же мог подумать, что осадки будут затяжными, а вслед за дождями придёт настоящая трагедия в виде большой воды. Но беда уже случилась, с этим ничего не поделаешь. Теперь важно грамотно подойти к решению этой проблемы. В том числе и с юридической стороны. А то не ровен час пострадавшие так и останутся у разбитого корыта.
Федералам начхать
Первый тревожный звоночек прозвучал 6 июля, когда ливневыми стоками затопило район «Пески» краевой столицы. Но тогда это был действительно звоночек – сильные дожди, подтопило, никакой паники, всё логично. Разве что поворчать на местную власть, что нормальную ливнёвку сделать не могут. Однако спустя уже двое суток уровень рек по всему краю начал подниматься, причём существенно. В тот же день то, что значит настоящий разгул стихии, ощутили на себе жители Шилки, Нерчинска, Читы. После этого день ото дня ситуация только ухудшалась, местные СМИ били тревогу, а федералы стоически молчали. Первые сообщения о том, что в Забайкальском крае, мягко говоря, не всё ладно, прозвучали много позже, когда закрывать глаза на проблему уже просто не представлялось возможным. Да и слово «наводнение» было заменено на более мягкое – «паводок». На общее положение вещей, с точки зрения выплат или какого-то особенного режима ЧС, это не влияет, однако создаёт картину, что ситуация под контролем.
Хотя местные жители так не считают, и всё чаще звучат обвинения в адрес краевых властей в недостаточно активных действиях, а подчас и в бездействии. Единственное, что сейчас сможет сгладить общее негативное впечатление и хоть как-то успокоить недовольных граждан – это денежные компенсации за утраченное имущество, причём выплаченные в самые короткие сроки. А вот с этого момента начнём разбираться подробнее.
Ушки на макушке
Стоит отдать власти должное – режим ЧС в крае ввели с 9 июля. Общей аховой ситуации это не исправило, зато дало отправную точку с юридической стороны. Чем раньше местные власти вводят ЧС, тем быстрее поступает компенсация из федерального бюджета. На неё мы, кстати, тоже можем рассчитывать. Согласно действующему закону о ЧС то, что сейчас происходит в Забайкалье, – это ЧС регионального масштаба (количество пострадавших составляет свыше 50, но не более 500 человек либо размер материального ущерба свыше 5 миллионов, но не более 500 миллионов рублей). То есть столица нам поможет, правда есть одно «НО». Для власть имущих есть временные ограничения, когда они могут подать документы о компенсации в федеральное ведомство. И если вдруг по каким-то причинам местное руководство не уложится в сроки, то придётся Забайкалью сражаться с бедой в одиночку.
Но федеральные ассигнования, по большому счёту, дело будущего. Ещё до момента урегулирования всех бюрократических тонкостей пострадавшие имеют право получить единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей на каждого прописанного члена семьи, но не более 50 тысяч рублей на семью. За частично утраченное имущество гражданин получает выплату до 50 тысяч рублей на семью и при полной потере – 100 тысяч рублей на семью. При этом, если вы считаете, что ваш убыток состаляет более 100 тысяч, а государство больше не предлагает (по закону не может), то вам необходимо обратиться к независимым экспертам, а после составления отчёта о реально причинённом ущербе обратиться в суд. Процедура это не из быстрых, но, учитывая масштаб трагедии и то, что многие потеряли имущество явно на большую, нежели озвученная, сумму, вполне оправданная. Тут, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Кстати, об оценке ущерба. После того как вода сойдёт, в гости к пострадавшим нагрянет государственная комиссия по оценке ущерба. Логично предположить, что они будут заинтересованы в преуменьшении оценки ущерба, поскольку уплата оного ложится на местный бюджет. Часто люди, убитые горем, подписывают любые бумаги в надежде, что всё обсчитано должным образом. Но не зря гласит народная мудрость – доверяй, но проверяй. Актов, которые вам предоставят, должно быть как минимум два – осмотра домовладения и оценки ущерба имущества. Внимательно ознакомьтесь с ними и подписывайте только тогда, когда лично убедитесь, что картина ущерба изложена правильно. Если она искажена, не стесняйтесь своей рукой дописать, какие разрушения и утраченные вещи не учтены комиссией. Нет ничего страшного в том, что вы внесли в акт пометки – пока он не подписан, фактически это просто бумажка. Обязательно требуйте копию. Если по каким-либо причинам вам отказываются выдать таковую – сфотографируйте акт.
И что немаловажно – акт должен быть составлен в вашем присутствии. Если его сделали без вашего участия как собственника, он является недействительным. Правда, доказывать это придётся уже в суде.
Ситуация может повернуться и по-другому – вода сошла, вы начали разгребать завалы, а экспертов как не было, так и нет. Не будете же вы сидеть и ждать того заветного часа, когда разрушения опишут, тем более, если это было вашим единственным местом жительства. Вы самостоятельно разгребаете завалы, делаете маломальский ремонт, и тут – комиссия. Но по факту фиксировать уже нечего – основные разрушения вы убрали сами, а значит и платить вам не за что – поди докажи, что на месте покосившейся постройки был дом со всеми удобствами. Чтобы не попасть впросак, заблаговременно фиксируйте все разрушения, уровень воды, повреждённое имущество. Не стоит забывать о надворных постройках и о состоянии приусадебного участка.
Оставленные без средств
Но не сошла ещё большая вода, а у людей уже начинаются проблемы с выплатами компенсации. Не упомянуть об этом в нашей статье, которая по большей части носит характер источника полезной информации для пострадавших, просто невозможно. Поскольку это только первые ласточки – люди должны быть готовыми к тому, что в подобной ситуации могут оказаться и они сами.
Первую, и, пожалуй, самую сложную ситуацию можно смело назвать «докажи, что ты не верблюд». Согласно закону, чтобы иметь право на компенсацию, нужно выполнить три условия – быть гражданином РФ; постоянно проживать в том помещении, которое пострадало в результате ЧС, и частично или полностью утратить имущество первой необходимости. Если с первым и третьим пунктами проблем обычно не возникает, то в части постоянного проживания вылезают подводные камни. На момент написания данного материала среди пострадавших, а их более 6 тысяч человек, только 1 тысяча 179 подтвердили факт регистрации. Одним из тех, кто попал в ситуацию «вас тут не стояло» стал Антон Глаголев – житель дома, который находится в СНТ «Монтажник» Читинского района. Мужчина опубликовал открытое письмо в адрес правительства края, в котором обозначит свою проблему.
«Мой дом пятеро суток стоит в воде. Так случилось, что в доме прописаны только супруга и отец, у меня есть справка о временной регистрации в доме, дети прописаны в городе. Сделано это было для того, чтобы дети пошли в удобную для нас школу. Теперь мне и моим детям отказывают в выплате компенсации на том основании, что мы не прописаны в доме», – говорится в отрывке из его письма.
Для того чтобы восстановить справедливость, мужчине придётся идти в суд, однако время, которое ему необходимо затратить, исчисляется месяцами, тогда как ремонт нужен сейчас. К сожалению, другого выхода на правовом уровне у мужчины нет. Если вдруг вам тоже не посчастливилось оказаться в такой ситуации, то, увы и ах, ваша дорога к компенсации будет только через суд – на письма и обращения чиновники, даже если бы и хотели, просто не смогут отреагировать – закон не велит.
А вот и ещё одна проблема, которая маячит уже даже не на горизонте. Для того чтобы получить компенсацию от Министерства сельского хозяйства, необходимо представить данные из похозяйственной книги – документа, в котором содержатся все данные о хозяйстве, которые вы ведёте. Туда вносится наличие скота, надворные постройки, посадки, которые вы ведёте на своём огороде. По идее, ведение данной книги ложится на плечи органов власти той местности, где расположено хозяйство. Обновление данного документа должно происходить ежегодно. Соответственно на основании его можно получить выплату и за «уплывшую картошку». Но видимо читинские чиновники решили, что книга обновляться должна, но не обязана. И когда встал вопрос о возмещении расходов за уничтоженный урожай, чиновники только развели руками. Дескать, книги есть, но старые – до 2015 года, а следовательно, данные в них уже не актуальны.
– Документов нет. Не буду вдаваться в подробности, почему. (...) Ты представляешь, что будет, если мы в пяти районах выплатим, а в Чите не выплатим? Тогда выходите, Олег Васильевич, на площадь и говорите: «Вам платить не будут, потому что не смогли сделать то-то и то-то». Решение. Вы чего тянете? Некогда думать, у нас будет социальный взрыв, – так на заседании регионального КЧС первый зампред правительства Забайкальского края Александр Кулаков отчитал руководителя администрации Читы Олега Кузнецова.
Последний на это ответил, что городская власть ищет пути решения проблемы. Примечательно, что такая ситуация с похозяйственными книгами сложилась только в Чите – в крае таких проблем нет. А значит вопросы не к «несознательным» гражданам, которые не захотели регистрироваться (закон не обязывает это делать), а к чиновникам, которые уже три года пустили контроль в этой сфере на самотёк. Но перейдём от проблем к возможностям.
Живу где хочу
Ещё одно право для пострадавших от наводнения, о котором знают далеко не все, – это получение государственного жилищного сертификата, который даёт право пострадавшим в ЧС получить либо новое жильё взамен утраченного, либо социальную выплату на его приобретение. Прежде чем мы перейдём к условиям, необходимым для его получения, стоит отметить, что если вам уже выплатили компенсацию за утраченное жильё, на сертификат можно не рассчитывать. Также важно знать, что жильё должно быть приобретено только в пределах субъекта, который указан в сертификате. Так что нам, забайкальцам, на Сочи можно не рассчитывать – только
родные просторы. Есть и ограничения касательно того, что можно купить – жильё должно быть достроенным, а так как оно оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, недопустима покупка жилплощади, которая в дальнейшем потребует улучшения. То есть приобрести холупу, а потом в дальнейшем поменять её на что-то более достойное от государства не получится. Важно помнить, что срок действия сертификата один год – не нашли за это время квартиру или дом по душе, считайте, что эту помощь от государства вы проморгали.
Для получения сертификата существует ряд требований. Во-первых, вы должны быть гражданином РФ на момент чрезвычайной ситуации. Если вы оформили документы уже после случившего, вам в сертификате откажут.
Как и в случае с другими выплатами, вам необходимо доказать, что вы зарегистрированы по месту утраченной недвижимости. Даже если у вас есть в собственности дом, но зарегистрированы вы в другом месте, сертификат вам не смогут предоставить. Ещё одним важным условием выдачи сертификата является факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС.
Для получения жилищного сертификата вам необходимо собрать и представить в администрацию по месту жительства следующие документы:
а) заявление на получение сертификата;
б) паспорт гражданина РФ и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи;
в) выписку из домовой книги по месту регистрации;
г) копию финансового лицевого счета занимаемого жилого помещения по месту регистрации;
д) документы, подтверждающие родственные отношения заявителя и лиц, указанных им в качестве родителей, супруга (супруги), детей;
е) документы, подтверждающие признание членами семьи заявителя иных лиц, указанных заявителем в качестве таковых;
ж) справку органов местного самоуправления (глав администраций населённых пунктов, городских округов), подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате действий ЧС или стихийных бедствий.
После того, как вы получили сертификат, необходимо обратиться в органы исполнительной власти, и, погрозив им заветной бумажкой, потребовать жильё, размер общей площади которого указан в сертификате. В срок, не превышающий три месяца, вам должны предоставить жильё из жилищного фонда. Но, учитывая, что таковое имеет далеко не во всех районах, владелец сертификата может приобрести жильё на стороне – ему дают деньги, и он оформляет недвижимость в собственность. Потом же придётся отчитаться – что, сколько и куда ушло. В принципе, если у вас есть накопления, вы можете суммировать их с сертификатом и купить жильё улучшенного качества. Ещё один момент, который необходимо знать тем, кто решит иметь дело с жилищными сертификатам, – процедура получения по нему денег идёт в несколько этапов, а следовательно, выплата продавцу квартиры растянется на несколько месяцев. Не сказать, что история с жилищным сертификатом самая простая тема, но для тех, кто утратил жильё и кому некуда податься, даже такая помощь не будет лишней.
Советы бывалых
Сейчас все стараются обзавестись индивидуальным домом и с соседями общаться только через забор. Однако есть дома старой постройки – двухквартирные. В случае их затопления у владельцев могут возникнуть серьёзные юридические проблемы. Если ваш дом разгорожен не явно (огород без забора, туалет один на две семьи, общие скважины и сантехническое оборудование и так далее), то при условии признания его аварийным по причине ЧС вам будет непросто доказать, что вы и ваши соседи нуждаетесь в отдельном жилье. А посему не пренебрегайте разграничением площади. Спросите, зачем разговор ведётся в будущем времени, ведь водная стихия постепенно отступает? Но здесь придётся огорчить уважаемого читателя – учитывая прогнозы синоптиков, расслабляться ещё рано. Какое лето предсказывают знатоки погоды и каким районам нужно держать ухо востро, читайте в нашем следующем номе
Статья опубликована в газете "Экстра" №29 от 18 июля 2018 года