В программе «Губернаторский час», которая вышла в эфир 21 февраля, глава региона Константин Ильковский, рассуждая о пригородных перевозках, заявил, что у Забайкальского края нет 500 миллионов, которые надо компенсировать. И не будет никогда. Поэтому вопрос необходимо решать в двух направлениях: прозрачный тариф и программы оптимизации.
- РЖД сделали все правильно - они из своего состава выделили этот бизнес, и все убедились, сколько он на самом деле стоит. Мы видим, что себестоимость этой услуги просто запредельная. РСТ (региональная служба по тарифам) же не сама придумала предельный тариф - это расчеты, которые предоставила Забайкальская пригородная компания. Проезд из Петровск-Забайкальского до Хилка составляет почти 1400 рублей при том, что автомобильные перевозчики ездят за 160 рублей и при том еще, что РЖД получает 25 миллиардов рублей из федерального бюджета на компенсацию пригородных перевозок. Получается, что стоимость поездки в электричке сопоставима со стоимостью полета на самолете. Понятно, что так быть не может, - сказал губернатор.
Как отметил Ильковский, два года регионы один на один сражались с РЖД, и в конечном итоге случилось то, что и должно было случиться: «Все же прекрасно понимают, что у Забайкальского края нет 500 миллионов, которые надо компенсировать. И не будет никогда. И 300 нет, и 200 нет. Поэтому вопрос необходимо решать в двух направлениях: первое - прозрачный тариф. Сейчас никто не понимает, из чего он складывается, и президент это четко обозначил. ФСТ должна подключится к этому вопросу, потому что никакой регион один на один с этим вопросом не справится. Нет никаких сомнений, что общий язык будет найден».
- По моей оценке, реальная компенсация составляет около 100-150 миллионов рублей при том составе электропоездов, которые сегодня ходят. Не больше. Всё остальное - выдуманные затраты, - добавил губернатор.
По словам Ильковского, себестоимость не останется такой на «веки вечные». Сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике действуют программы оптимизации. Расходы энергоснабжающей компании все ближе и ближе приближают к себестоимости. Те же самые программы должны быть и в пригородных перевозках. Надо принимать организационные меры, технические, энергосберегающие, принимать инвестиционные решения. Это снизит в два-три раза себестоимость.
- Да, для этого нужны инвестиции. Так давайте определим, сколько - и побьемся за них, где-то федеральный бюджет поможет, где-то кредиты возьмем. В результате, мы сделаем систему такой, к которой стремились, проводя реформу РЖД. Потому что в простом перевешивании затрат с РЖД на регион нет никакой реформы, - заключил губернатор края.