Школа – это площадка, с которой человек стартует в большой полет, во взрослую жизнь. Как и любая другая сфера нашей жизни, школьное образование не стоит на месте, и каждый год претерпевает какие-либо изменения. 12 мая в Чите в ЗабГУ состоялось заседание коллегии министерства образования Забайкальского края, на котором были озвучены интересные факты. «Замедиа» предлагает вам ознакомиться с этой информацией, чтобы увидеть, каковы они – сегодняшние реалии забайкальского образования.
Сколько стоит школьник для государства?
Школам Забайкалья не хватает выделяемых из бюджета средств для нормального функционирования. Основным приоритетом финансирования системы образования является выплата зарплаты учителям. Кроме этого, бюджет тратится и на содержание каждого отдельно взятого школьника. Об этом в своем выступлении рассказала начальник управления финансово-экономической работой Минобразования Забайкальского края Евгения Рогалева.
- Расходы бюджета Забайкальского края, направленные на образование всех уровней, составили в 2013 году 19,7 млрд рублей, в 2014 году - 20,5 млрд рублей, а в 2015 году – 19,9 млрд рублей. В 2014 году расходы на образование значительно выросли, а в 2015 году мы наблюдаем опять снижение расходов до уровня 2013 года, - констатировала она.
При этом, по ее словам, один школьник обходится бюджету в среднем в 55,7 тысяч рублей в год.
- Самая низкая стоимость одного обучающегося за счет субвенции на общее образование в 2015 году наблюдалась в Чите (31 тысяча рублей) и в Краснокаменске (40 тысяч рублей). Это, в основном, города, где присутствуют крупные учреждения образования и отсутствуют малокомплектные школы. Самая высокая стоимость одного обучающегося на протяжении уже ряда лет наблюдается в Алек-Заводском районе (117 тысяч рублей), в Нер-Заводском районе (109 тысяч рублей), в Красночикойском районе (107 тысяч рублей). Такая высокая стоимость объясняется наличием в этих районах неэффективных расходов, а также наличием малокомплектных школ, - рассказала Рогалева.
Она отметила, что наполняемость классов за два года в Забайкалье выросла в среднем с 17,8 человек до 18,9 человек, а зарплата учителей возросла за это время почти на 10%.
Также Рогалева сообщила интересную информацию по детдомам - один воспитанник детского дома обходится государству в 499 тысяч рублей в год. Однако при этом на одного детдомовца предусмотрено выделение 250 рублей в день на питание, но по факту в бюджете региона заложено лишь 138 рублей.
Даешь одиннадцатилетку в одну смену!
В ближайшие пять лет Забайкалье полностью избавится от вторых и третьих смен в школах. Обучение будет вестись в одну смену. Такое поручение дано не только нашему региону, но и всем остальным субъектам РФ. Об этом на заседании коллегии Минобра рассказал начальник управления инвестиционной деятельности Минобразования края Владимир Ваулин.
По его словам, в регионе разработана специальная программа на 2016 – 2025 годы, по которой к 2020 году будут ликвидированы вторая и третья смены в школах, а во второй период – обновлены здания образовательных учреждений. Это необходимо, чтобы обеспечить средним образованием всех юных забайкальцев, причем с должным качеством.
- В Забайкальском крае с 2007 года наблюдается естественный прирост населения от 0,5 до 3,6 человек на одну тысячу человек населения, - сообщил Ваулин.
При этом в регионе функционирует 584 образовательных организации. 68% школьников живут в городской местности.
-- Во исполнение поручения правительства РФ в Забайкальском крае проводится целенаправленная работа по развитию сети образовательных организаций. Достигнуты позитивные результаты в условиях роста школьного населения. Если на 1 сентября 2013 года в две смены работала 225 школ, то на 1 сентября 2015 года двухсменное обучение организовано в 197 школах, - говорит Владимир Ваулин.
По его словам, есть в Забайкалье школы, которые и вовсе работают в три смены. Всего их насчитывается семь, из них пять - в Чите.
Новым школьникам – новые школы!
Как уже было отмечено выше, в Забайкалье к 2025 году планируется строительство новых школ. Правительство РФ выделило краю субсидию в размере 226 млн рублей в 2016 году. Эти деньги будут использованы для завершения строительства уже строящихся школ.
- Забайкальскому краю на 2016 год определена федеральная субсидия в размере 226 млн рублей. Эти средства будут направлены на завершение строительства школ. В частности, в селе Кадахта Карымского района на 225 мест и в селе Сохондо Читинского района на 132 места, - сказал Владимир Ваулин.
Он добавил, что школа в Кадахте уже практически готова для ввода в эксплуатацию, но не имеет оборудования. Поэтому готовность объекта оценивается в 85%.
Как отметили участники заседания, в Забайкалье новых школ не открывали уже больше 20 лет.
В тесноте, да не в обиде
Новые школы не строятся, а учеников становится все больше. Это связано как с естественным приростом населения, так и с миграцией. К слову, в Чите есть такие школы, в которых обучаются представители 18 национальностей.
- В ряде школ города доля учащихся из семей выходцев из стран средней Азии и Закавказья составляет до 25% учащихся классов. Например, в школе №32 обучаются представители 11 национальностей, а в школе №6 обучаются представители 18 национальностей, - рассказал еще один докладчик из Минобра.
По его словам, в некоторых школах Читы наблюдается перебор учащихся.
- Так, например, нами выделена группа из 14 школ, которые находятся в микрорайонах активного строительства. Общая проектная мощность этих школ позволяет обучать 10 650 детей. В текущем учебном году в них обучается 14 000 человек. По нашим прогнозам, 1 сентября 2016 года эти школы примут уже 14 500 детей, - рассказал он.
Еще один интересный факт: две читинские школы (№32 и №3), построенные в 1882 и в 1903 году и являющиеся памятниками истории города, обучают в десятки раз больше детей, чем было рассчитано при их строительстве.
- Когда в 1882 году была построена школа №32, в ней обучались 40 учащихся. Сегодня численность учащихся там на тех же самых площадях - 450 человек. Нет условий для организации горячего питания школьников, - дети вынуждены ходить в столовую городского центра образования; нет условий для полноценной физкультурно-оздоровительной работы, - резюмировал представитель Мионбра.
Таковы лишь некоторые данные, проливающие свет на современное состояние школьного образования в Забайкалье. Хочется надеяться, что предпринимаемые усилия властей пойдут лишь на пользу, а не как это часто бывает – идут годы, а воз и ныне там.