Агинский чабан Далай Гунгаев, получивший недавно из рук президента страны высшую награду - золотую медаль «Герой Российской Федерации» своим трудом прославил родное Забайкалье на всю страну. Сегодня «Экстра» хотела бы рассказать о жизненном пути земляка и его трудовых буднях.
Как молоды мы были, как искренне любили
…Если вы поедете от Агинского по трассе в сторону Нижнего Цасучея, то слева от дороги, у озера Ножий в широкой пади увидите стоянку Гунгаевых. Стандартная кошара, загоны для овец, стайка для скота: все обычно, как у любого чабана. В центре подворья домик, аккуратно побеленны известью. Рядом огород, где кроме овощной мелочи хозяйка Цырендулма любит высаживать цветы.
У дома вас встретит сам герой. Обязательно с дороги пригласит по обычаю степняков к столу. Он немногословен. Говорит кратко и емко, только по существу. На стенах фотографии: в красном углу портрет Хамбо-ламы Этигилова, у книжного шкафа фотография юности - комсомольская молодежная бригада «Толон»…
Между прочим, на прошлой неделе стоянку Далая Гунгаева посетил депутат Государственной Думы, еще один Герой Труда Иосиф Кобзон.
- Я так рад был вместе с земляком из Агинска сидеть в первом ряду в Кремле. Какое это счастье, что две награды из пяти ушли на нашу землю, - сказал Иосиф Давыдович.
Если быть точным, то датой рождения «Толона», где начал свою трудовую биографию Далай Гунгаев, считается 5 октября 1973 года. Уже через три дня десять ребят активистов прибыли на чабанскую стоянку в местности Булактуй. После первого рабочего крещения, когда приходилось вставать до рассвета и пасти овец на пронизывающем хиусе, некоторые молодые бойцы трудового фронта, не выдержав трудностей, под разным предлогом покинули бригаду. Местный комсомол бросил клич: «Где вы, современные Павки Корчагины?».
Тут на степном горизонте появился Далай Гунгаев - друг-одноклассник юных овцеводов. Пришел он на стоянку со своим седлом, новой уздечкой и в поношенных кирзачах, пополнив ряды молодежной бригады. Далай - сын потомственных животноводов Гунга Гынинова и Должин Сунраповой, чабанский труд знал не понаслышке, поэтому влился в ряды молодежной бригады по зову своего сердца. Поприветствовал ребят, спросил о житье-бытье. Из девчат сразу приметил бойкую и трудолюбивую Цырендулму Жаргалову, будущую супругу.
Соткать полотно успеха
После срочной службы в армии Далай вернулся в родное село Цокто-Хангил, Цырендулма в это время окончила Нерчинский совхоз-техникум. Молодые сыграли свадьбу, и по предложению правления колхоза Гунгаевы взяли на попечение маточную отару. Рядом с новым током в местности Хара-Намастуй колхозные строители построили кошару. Заехали весной. Поначалу молодые буквально жили в «шалаше». «Кошара готова, а дома нет», - вспоминают Гунгаевы. Пришлось обживать вагончик, позже к зиме построили дом.
В первый же год весной во время приплода они получили и сохранили 95 ягнят от 100 овцематок. Нужно сказать, что получить сотню ягнят от сотни овцематок считается своеобразным показателем успеха овцевода. Труд степняка тяжелый, но уже опытные в этом деле молодые чабаны справились и с каждым годом увеличивали показатели по приплоду, настригу шерсти и сохранности овец.
В последние 15 лет чабаны ухаживают за породистыми овцами - манычским мериносом. Закрытая племенная отара Гунгаева считается одной из лучших в регионе. Баранчики из Цокто-Хангила не раз становились победителями и призерами Восточно-Сибирской ярмарки овцеводства.
У Гунгаевых трое внуков: Аюша - студент Агинского педколледжа, Дари - ученица начальных классов первой школы. За самым маленьким Кимом присматривает мама - дочь Уржин Дармаева - специалист в сфере культуры, зять Баир - фермер. Внуки часто приезжают на стоянку. Старшему Аюше нравится скакать верхом на коне и летом подолгу гостить у дедушки с бабушкой. Бабушка угощает внуков супом из свежей баранины с домашней лапшой.
В эти дни на стоянке Гунгаевых идет к завершению окот.
Элитная отара, хоть и меньшая по численности, чем в советские годы, но ухода и внимания требует индивидуального, особого.
Далай Гынинович с утра до вечера на пастьбе овец. Также успевает вместе с Цырендулмой Тангатовной ухаживать за матками. Они подкармливают коровьим молоком слабых ягнят, делают уколы и прививки, чистят кошару, дают овцам овес и сено, водят на водопой. Всего не пересчитать. В самую горячую пору сакмана помогают родственники, а потом опытные овцеводы справляются уже сами. Свою отару на попечение другому Гунгаев может оставить на день-два, не больше. Слово «отпуск» у чабанов не существует. Вот так по крупицам, сотканная из каждодневных забот, жизнь в итоге складывается в большое полотно успеха.
Сергей Доржиев
Статья опубликована в газете «Экстра» №20 от 19 мая 2016 года
Кстати
В ходе церемонии чествования в Агинском временно исполняющая обязанности губернатора Забайкальского края Наталья Жданова вручила Герою труда Далаю Гунгаеву ключи от квартиры в окружном центре.