Что несут Указы президента Путина для Забайкальского края: благо или зло?
На прошлой неделе Комиссия при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития в очередной раз обсуждала ход выполнения поручений, сформулированных в указах главы государства от 7 мая 2012 года. Что ждать нам, забайкальцам?
Не причастны, не можем, не заинтересованы
Вопрос о пользе для нас, забайкальцев, от этих указов был бы риторическим, если бы не один феномен. Наши краевые руководители давно сформировали в общественном мнении уверенность, от президентских указов для нас только лишние хлопоты, а также гигантский дефицит бюджета – и никакой пользы. Начиная с экс-губернатора Константина Ильковского, министра финансов Андрея Кефера, ряда депутатов и руководителей муниципалитетов общественности постоянно предлагается версия, что главная беда немощности краевого консолидированного бюджета сегодня кроется в этих самых «пресловутых» указах.
Напомним: в прошлом месяце на одной из планёрок у врио губернатора края Натальи Ждановой прозвучал сакраментальный вопрос к и.о. регионального министра финансов Андрею Кеферу – куда же девались деньги из бюджета? Дескать, указы президента РФ по повышению зарплаты бюджетникам не выполняем, а денег в казне нет. На что потрачены? «Так на выполнение указов и потрачены», - не смутясь ответил и.о. министра финансов.
В общем, выходит, все деньги в бюджете съели указы, а так и не были выполнены. Примерно то же самое говорил всегда и экс-губернатор Константин Ильковский, и его первый зам., курировавший бюджетную сферу, Алексей Шеметов. А вспомним инцидент в Читинской городской думе, когда глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалёв произнёс знаковую фразу: «Может быть, выражение «майские указы» вообще исключим из плана социально-экономического развития Читы? Не будем обманывать ни себя, ни горожан - признаем, что сегодня мы не готовы их выполнить».
Выходит, майские указы президента, которые предусматривают поэтапное повышение зарплат врачам, учителям, обеспечения системы здравоохранения квалифицированными кадрами, развития дополнительного образования детей, повышения качества государственных услуг, в том числе в сфере ЖКХ то ли в шутку, то ли всерьёз, предложил на заседании думы исключить из плана глава города Анатолий Михалёв.
Вот и краевая власть в разное время приняла ряд законов по социальной поддержке особо нуждающихся граждан, а потом взяла и на два года предложила приостановить их действие. Вроде как это вовсе и не законы, не обязательства власти, которые она взяла на себя перед гражданами Забайкальского края, а так, шутка была. Дескать, пошутили и хватит.
Но давайте вспомним: указы были частью «тронной» речи Владимира Путина. И вот что было сказано: «Общая цель этой работы – обеспечить новый, более высокий уровень жизни граждан, прежде всего, за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы государственного сектора, роста производительности труда и эффективности в экономике». При этом не раз подчеркнул: «И мы с вами не должны ссылаться на сложные объективные обстоятельства».
Подайте копеечку
Может быть, президента не так поняли на местах? Или просто решили, что вот даст Путин денег, будем исполнять указы, не даст – не взыщите. А он, президент, почему-то требует выполнять намеченное в указах за счёт повышения производительности труда и кардинального повышения эффективности государственного управления. Власть ведёт себя, как простой счетовод, который просто фиксирует и делит финансы. А поскольку их мало, то и делу конец. Ссылка нашей региональной власти на недостаток, а то и вовсе на отсутствие финансов звучит в устах властьпредержащих, как индульгенция их собственной немощности и беспомощности.
Вот сверху требуют увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) хотя бы до 7500 рублей. «Что вы, что вы!», - машут руками депутаты, на это потребуется 331 млн. рублей. А где их взять? Отклонить требование.
Вот люди интересуются: почему до сих пор (с 2012 года) не могут построить сельхозрынок на обломках камвольно-суконного комбината, о чём в своё время громогласно объявила власть, выделила под проект какие-то суммы. «Причина известная, - объясняет нам руководитель минэкономразвития Сергей Новиченко, - проект не реализован из-за отсутствия инвестора». То есть то, что раньше считалось большим недостатком в руководящей деятельности (та же неспособность найти инвестора), теперь считается оправданием.
Несколько лет без дела стоит недостроенное здание кардиоожогового центра в Чите, а краевой министр финансов Кефер без тени смущения объявил на днях, что у ведомства «пока нет понимания, сколько понадобится денег на завершение строительства». Выходит, счетоводы уже столько лет даже посчитать не могут.
Зато во весь голос, начиная от губернатора, заканчивая местными депутатами, постоянно сквозит «гениальная» мысль – нас не любит и обижает федеральное правительство, мало даёт денег на бедность. Надо, дескать, не просить, а требовать! Читинский депутат Евгений Ярилов вообще предложил ввести эти требования в ранг региональной государственной политики, о чём и заявил в прессе. Мысль проста, как валенок: «Мы не способны привлечь инвесторов, к нам они идти не хотят», а значит надо «мобилизоваться и требовать деньги у федерального центра».
А именно этим, как видим, и занимается руководство края, этим заражены многие депутаты всех уровней. Экс-губернатор постоянно призывал министров к эффективной работе с федеральными министерствами по выбиванию дополнительных финансов (да и сейчас это продолжается), министр финансов края Андрей Кефер с гордостью сообщает о «работе с федеральным центром по списанию кредитов, взятых на заработные платы бюджетникам (правда, что-то результатов не видно – авт.)». В целом правительство края настаивает на том, чтобы федеральный центр взял на себя обязательства по финансированию нашего регионального фонда обязательного медицинского страхования. «Активнее выбивать деньги в московских коридорах власти» предлагают и депутаты краевого Заксобрания Сергей Сутурин, Юрий Волков. Депутат Волков договорился до того, что предложил просить деньги, «вооружившись Посланием Федеральному собранию Владимира Путина». Но не в нём ли президент сказал, что задача региональной власти создать все условия, чтобы экономика развивалась: иметь хорошее законодательство для привлечения в регион инвесторов, оказывать им организационную помощь и т.д.
И что, собственно, случилось? Какие экстраординарные причины побуждают нашу власть всё более агрессивно просить деньги и при этом демонстрировать полную неспособность организовать работу по наполнению краевого бюджета реальными ресурсами? Неужели у нас все возможности исчерпал малый бизнес, промышленность, сельское хозяйство, внешнеторговые отношения или та же туристическая отрасль? Да мало ли что ещё. Из года в год смело фиксируем спад в экономике, провалы в бюджетной сфере и почти ничего не делаем, чтобы изменить положение. Бедные мы, бедные, подайте копеечку.
И почему так редко можно услышать какие-то предложения насчёт того, как и на чём можно дополнительно заработать и увеличить доходную часть бюджета. Более того, никто в правительстве и депутатском корпусе Забайкальского края не дал оценки, почему на глазах у власти жулики из Москвы при помощи наших функционеров (некоторые до сих пор у власти) украли все активы Петровск-Забайкальского металлургического завода, а сам завод вывезли на металлолом в Китай. Точно также ранее поступили с Читинским КСК. Депутаты и министры спокойно наблюдают, как практически загубили Читинский машзавод в угоду корыстным интересам группы жуликов, а теперь кончают и Сретенский судостроительный завод. Они что, надели на глаза тёмные повязки? Хоть кто-то возмутился, воздействовал на наших экс-губернаторов, с помощью которых всё это осуществлялось? Встал грудью на защиту? Этот вопрос адресуется и к нынешнему кандидату в губернаторы Наталье Ждановой, которая занимала важнейший пост в законодательной ветви власти края.
Да ничего подобного. Загубили налогооблагаемую базу, а теперь ходят с протянутой рукой по кремлёвской паперти и призывают всех просить и требовать денег от федерального правительства.
Ну, а что же наш врио губернатора Наталья Жданова? В своих программных речах говорит: «Нам предстоит наладить поступление в Забайкалье денежных средств из федерального центра и найти перспективные инвестиционные программы». Как видим, ничего нового. Традиция иждивенчества продолжается.
Владимир Тихомиров