Скоро лето. Уставшие от городской суеты счастливые обладатели «фазенд» рванули на любимые участки. А там дел невпроворот: вытянувшаяся рассада, некопаные грядки, неоткрытая с зимы малина, гора навоза, неубранный дом и прочие … приятные хлопоты. Правда, сто лет назад у читинцев дача вызывала иные эмоции: отдых, безмятежность, радость, спокойствие, гармонию - всё то, чего им не хватало в повседневной жизни.
Грузчики тихо матерились
Слово «дача» происходит от древнерусского глагола «дати» (дать). В 17-м столетии так называли земельный участок, пожалованный царём, а вот начале 19-го века под этим словом подразумевался уже небольшой загородный дом, предназначенный для летнего отдыха.
Первые читинские дачи появились у состоятельных горожан в конце 19-го века за посёлком Титово, находящемся в непосредственной близости от Читы у восточного склона Титовской сопки. Это было любимейшее место отдыха читинцев, зажиточных и не очень, летом невероятно живописное - от цветущего молочая и саранок дух захватывало. Наших предков привлекали красивые утёсы, в том числе Сухотинский, и распадки с ключевой водой. Особенно славились Перфильевские ключи.
Ближе к летнему сезону газета «Забайкальская новь» начинала пестреть объявлениями о продаже и сдаче внаём комнат или домов.
Сдаются и продаются дачи за рекой Ингодой: 1 в 3 комнаты, одна в 4 комнаты. Можно по 2 комнаты. О цене узнать на даче Галкина, рядом с полковником Мешковым. Там же продаётся чёрный пудель. «Забайкальская новь», № 1955, 4 мая 1914 г. |
Обычно горожане перебирались на лоно природы с установлением настоящего тепла – в конце мая, а те, чей достаток был очень скромным, и того раньше: наём дачи на три-четыре летних месяца обходился в несколько раз дешевле, чем проживание в городской квартире.
Отдельные дачи были тогда редкостью, их могли позволить себе только богатые люди. Дома остальных выглядели, как сбитые на скорую руку постройки, в которых ютились несколько семей. Эти строения сдавались в аренду многими крестьянами, жившими близ Читы, что и было для них источником доходов.
В лучшем положении оказывались те, кто получал в своё распоряжение настоящую крестьянскую избу. Там были уже две-три маленькие жилые комнаты и одна большая - столовая, где и обедали, и гостей принимали.
Если денег было совсем мало, довольствовались комнатой. Конечно, ни об электричестве, ни о водопроводе мечтать не приходилось. Выручали керосиновые лампы, а воду носили из реки.
Берега Ингоды соединял паром, им-то дачники и добирались до летних «квартир». А маршрут - не из лёгких: на телегах везли весь скарб - столы, стулья, кровати, бельё, самовары, посуду, корыта, граммофоны…
Дамы визжали, дети кричали, грузчики тихо матерились. Одним словом, было весело.
«Отцвели уж давно…»
Читинские семьи жили за городом практически весь тёплый период времени, на службу ездил только глава семьи. Он возвращался на дачу по вечерам, где общался с семьёй и отдыхал без «политеса»: трубка, гамак, любимая книжка…
Это сейчас, приезжая на дачу, мы не знаем, за какое дело ухватиться: и полить надо, и удобрить, и прополоть, и окучить.
Занятия прежних дачников были иными: рыбалка, пикники, прогулки на закате по окрестностям, сбор ягод и грибов, купание, катание на лодках, лошадях и велосипедах. В объявлениях для желающих снять дачный дом сообщали о продаже мужских и дамских велосипедов, новых и подержанных, о принятии транспорта «на постой, чистку и уход за 2 рубля в месяц», а также об уроках езды.
Правда, по данным городской Думы в 1911 году в Чите насчитывалось всего 300 велосипедов. Это на 50 тысяч населения! Но как красиво, наверное, смотрелись юные читинки на изящных, с узкой кареткой, легких дамских «Дуксах»!
В моде были спортивные игры на воздухе – крокет, лапта, жмурки, горелки, но настоящей дачной страстью считался футбол. Все играли в карты и бильярд, обожали «живые картины», устраивали любительские спектакли и концерты, ходили на «круг» - место, где проходили праздники, рассказывались городские новости, а молодежь могла вволю потанцевать. Мамаши, имевшие дочек на выданье, приглядывали им женихов. Здесь завязывались дачные романы, нередко завершающиеся свадьбой.
Дачники любили гулять на луговых угодьях, где заготавливалось сено. Случалось, прогулки были не совсем приятными. «Жители Читинского уезда, а именно тех районов, которые прилегают к городу на расстоянии не далее 35-40 верст, ранее совершенно не имели понятия о змеях. Нынче же, по словам некоторых жителей, последние часто стали находить змей из породы гадюк, поселившихся на покосах», - сообщала «Забайкальская новь» 20 сентября 1911 года.
О пропитании думать не приходилось: крестьяне разносили по дачам парное молоко, мясо, пироги, а овощи в избытке поставляли китайские огородники. Как говорится, были бы деньги.
И вот дачный сезон заканчивался, читинцы опять перебирались на городские квартиры. За зиму забывались протекающие деревенские крыши, комары и ссоры с соседями, и уже с ранней весны городской люд начинал мечтать о солнце, прячущемся за верхушками сосен, о малиновом закате над Ингодой, звуках гитары и звонком голосе, старательно выводившем в вечерней тишине «Отцвели уж давно хризантемы в саду»…
Но грянула Первая мировая, за ней - революция. По привычке на дачи ещё ездили, только от прежней безмятежности и следа не осталось.
Просьба дачников Группа дачевладельцев обратилась в городскую управу с просьбой внести в городскую Думу вопрос о найме семи милиционеров для охраны летом дачников за счёт владельцев дач, так как участившиеся случаи грабежей и разбоев в Чите заставляют многих жителей опасаться выезжать жить на дачи и дачи летом могут остаться неиспользованными. Владельцы дач за Ингодой предлагают обложить каждую дачу по 5-6 руб. в месяц, чего хватит на содержание трёх конных объездчиков по 125 руб. в месяц, всего 615 руб. в месяц. Заведывание этой охраной дачевладельцы могут взять на себя по выбору. «Забайкальская новь», №2787, суббота 13 мая 1917 г. |
Потом богатые дачники в поисках лучшей доли эмигрировали, а бедные, выжившие в неспокойное лихолетье, ещё долгие годы вспоминали о том утраченном рае.
(По книгам Н. Дворниченко и В. Лобанова, «Энциклопедии Забайкалья. Чита», интернет-материалам и информации старых читинских газет)