Летом 2017 года в словарный оборот забайкальских СМИ вошло новое понятие – ТМО (территориальное медицинское объединение). Собственный проект министра здравоохранения края Сергея Давыдова подразумевает, что следует из названия, объединение центральных районных больниц в регионе в единые учреждения. По логике Минздрава, таким образом можно было бы помочь более «бедным» больницам, так как деньги по ОМС за оказанное лечение будут аккумулироваться внутри ТМО и распределяться среди структур объединения. Но проект ввиду своей поспешности вызвал много споров на самых разных уровнях, поэтому его реализацию в августе временно приостановили. И вот новый поворот – министр Давыдов через официальный сайт своего ведомства (это важно!) заявляет, что Москва дала ему зелёный свет. Но в тот же день федеральный Минздрав эту информацию опровергает... «Экстра» пробует разобраться в данной ситуации.
Дело добровольное?
Но сначала немного предыстории для того, чтобы понять стиль информационного поведения в недавнем прошлом успешного предпринимателя и врача, а теперь министра здравоохранения Забайкалья Сергея Давыдова. Например, когда в июне Минздрав на своём сайте опубликовал релиз о том, что в Нерчинске прошли публичные слушания по проекту присоединения Нерчинской ЦРБ к Краевой больнице №3 посёлка Первомайский, и большинство участников встречи высказались за создание ТМО, многие приняли это за чистую монету. Но уже в июле стало известно, что врачи Нерчинской ЦРБ написали письмо первым лицам исполнительной и законодательной власти края, заявив, что они против вступления в ТМО, так как это может привести к потере медицинских кадров, закрытию ряда отделений, росту заболеваемости и смертности среди населения и прочим негативным факторам. Сам министр назвал это письмо результатом плохой разъяснительной работы со стороны главврача больницы. Да и вообще всю отрицательную реакцию в районах на нововведение он связывал именно с этим – с недостатком разъяснений. Как бы там ни было, а главный врач Нерчинской ЦРБ Юлия Зимина, видимо, не выдержав министерского давления, позже написала заявление об увольнении. Якобы, она устала и решила отказаться от высокой должности, выбрав ранг поменьше. По некоторым данным, были и другие главврачи, пожалевшие о том, что их коллектив не одобрил вхождение в ТМО, хотя было озвучено, что, по сути, дело это сугубо добровольное. Но это официально.
О том, что принято решение о приостановке данного пилотного проекта, в августе сообщил депутат Госдумы от Забайкалья Николай Говорин, так как, по его словам, «для проведения подобного рода мер важнейшим моментом является детальная проработка всех юридических и организационно-методических вопросов». Он добавил, что с этой целью в конце сентября 2017 года в Забайкальском крае будет проведён внешний аудит с привлечением федеральных экспертов для всесторонней оценки указанной инициативы. О результатах аудита нам пока неизвестно, но, повторимся, история получила неожиданный поворот совсем в другом направлении.
Плодотворные встречи
На сайте министерства здравоохранения Забайкальского края 25 октября появился официальный пресс-релиз с громким заголовком: «Сергей Давыдов: Минздрав России поддержал проект Забайкалья по созданию межрайонных больниц». Не пытайтесь искать этот релиз на сайте краевого Минздрава, его уже нет. И чуть позже станет понятно почему. А пока к содержанию, благо оно сохранилось в неизменном виде в самых разных источниках, в том числе и социальных сетях.
В информационном сообщении приведены слова Сергея Давыдова о том, как он плодотворно провёл время в командировке в Москве, где 23 октября встретился с представителями Минздрава России, которые, якобы, одобрили забайкальский проект по объединению центральных районных больниц в межрайонные медицинские учреждения (видимо, теперь это следует называть ММУ, а не ТМО – авт.).
«За время моего пребывания в Москве я провёл очень много продолжительных встреч-совещаний по поводу объединения ЦРБ в межрайонные больницы со многими руководителями Министерства здравоохранения Российской Федерации…. Самое главное – это встреча с заместителем министра здравоохранения РФ Татьяной Владимировной Яковлевой, которая завершилась в 22:45 местного времени. Мы обсуждали многие вопросы, но основной целью встречи был вопрос объединения нескольких ЦРБ в одну структуру. Был очень профессиональный и открытый разговор. После многочисленных совещаний и дискуссий представители Минздрава России единогласно приняли этот проект, признали его весьма эффективным и достойным к внедрению. Были выдвинуты только политические риски», – приводились на сайте слова Давыдова.
Единственным моментом, который должен быть проработан ещё раз и прислан в Министерство здравоохранения РФ в виде бизнес-проекта, министр назвал преобразование ЦРБ в автономные учреждения.
Кто не рискует…
И тут хотелось бы прокомментировать два момента. Во-первых, почему некогда представитель частного бизнеса, который теперь вершит судьбы государственных учреждений, а, значит, задевает интересы большинства обычных забайкальцев, везёт в Москву предложения по проекту, который не получил поддержки среди профессионального сообщества края и населения? Например, депутат Госдумы Николай Говорин, который фактически призывал не торопиться с созданием ТМО и тщательно изучить все риски, как кажется, был немало удивлён заявлению Давыдова о его недавней плодотворной работе в Москве в этом направлении.
– Моя позиция по поводу реорганизации медицинских организаций путём объединения в ТМО остаётся прежней. Эта инициатива связана с большими рисками, которые, в первую очередь, касаются работы медучреждений в районах Забайкальского края. Серьёзные опасения вызывают вопросы качества и доступности медицинской помощи на селе. Важно понимать, что предложение министерства здравоохранения Забайкальского края по поводу объединения трёх районных больниц путём создания одного юридического лица вызвало неоднозначную реакцию как самих забайкальцев, так и непосредственно в медицинском сообществе. На здравоохранение, особенно если ситуация касается удалённых территорий, ни в коем случае нельзя смотреть только исходя из необходимости экономии и оптимизации расходов, хотя и эта составляющая данной инициативы весьма спорна. Согласно экспертному анализу, в каждом субъекте есть достаточный финансовый ресурс в ТФОМС для адекватных управленческих решений, при этом оценка эффективности сельских больниц с позиций «зарабатывания денег» должна уйти в прошлое и не быть определяющим индикатором, – прокомментировал последнюю ситуацию Николай Говорин.
Второй момент касается пресловутых политических рисков, о которых упомянул Давыдов. Они выстрелили моментально, что не могло остаться незамеченным со стороны федерального Минздрава. Наверху прекрасно понимают, что поспешные решения только раскачивают лодку, а это не очень-то хорошо накануне президентских выборов. Поэтому в тот же день на сайте министерства здравоохранения РФ появилась информация о том, что ведомство опровергает информацию пресс-службы краевого Минздрава об одобрении проекта объединения районных больниц в Забайкалье: «В некоторых региональных изданиях Забайкальского края появилась информация о том, что якобы министерством здравоохранения Российской Федерации одобрен проект реорганизации центральных районных больниц в Забайкальском крае. Обращаем внимание на то, что такой проект министерством не рассматривался и не одобрялся».
Проще говоря, поторопилась пресс-служба краевого Минздрава, а точнее сам министр Давыдов, без ведома которого злополучный релиз вряд ли бы появился. Чиновник выдал желаемое за действительное. Без сомнения, названные им встречи состоялись. Возможно, с министром действительно все соглашались и кивали головой, но официальных заявлений, как видно, Минздрав РФ делать по этому поводу не собирался, никаких подтверждающих факт одобрения документов тем более не готовил. Данная ситуация называется – бежать впереди паровоза.
Стоит ли говорить, что очень смешно наблюдать за тем, как прогремевший на весь край релиз, цитаты из которого разлетелись по СМИ, удалили с официальных сайтов. Но это как в поговорке: «Что написано пером, не вырубишь топором». Интернет всё помнит, и мы запомним. А пока последим за дальнейшим развитием ситуации и за новыми попытками министра в обход многих заинтересованных лиц внедрить свой проект, эффект от реализации которого пока видится очень призрачным.
Статья опубликована 26 октября на сайте газеты «Экстра»