Приближается символическая дата: 18 сентября 2016 года Наталья Жданова всенародным голосованием была избрана на пост губернатора Забайкальского края. Команда бывшего губернатора Константина Ильковского, снятого с должности по официальной версии за срыв программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, отправлена в отставку. Теперь самое время приглядеться: что сделано новой бригадой, пришедшей к управлению регионом за минувший срок? И чего стоит ожидать в дальнейшем?
Много шума – и ничего
Разумеется, ждать от нового губернатора и её команды радикальных сдвигов в экономике и социальной сфере региона в лучшую сторону за год нахождения у руля нельзя. В лучшем случае этот год можно рассматривать всего лишь как «протокол о намерениях» новой команды. И, надо сказать, эти намерения с самого начала были громко озвучены. В частности, губернатор заявила: «Я определила для себя две главные задачи: во-первых, стабилизировать финансово-бюджетную сферу, во-вторых, снизить социальную напряженность в регионе. Эти задачи я ставлю во главу угла на основании тех поручений, которые мне дал президент, назначая на эту должность. Таким образом, тактическими задачами для меня являются сохранение существующих рабочих мест, работа по снижению энерготарифов и обеспечению сотовой связью наших приграничных территорий», - сказала она.
Ну, что сделано за этот год реально – каждый может определить сам. Но на пустом месте, без реального улучшения дел в экономике региона это невозможно. В самом начале работы нового губернатора президент помог в финансовом плане: краю было выделено больше 10 млрд. рублей бюджетных кредитов. Но финансовые трудности они мало решали, поскольку почти все пошли на погашение коммерческих кредитов и были сэкономлены лишь средства на процентах. Что касается финансово-бюджетной сферы, то они по-прежнему в расстроенном виде: дефицит бюджета велик, а госдолг не уменьшается, а увеличивается.
И вот тут с помощью молодых пиар-помощников была заявлена новая стратегия или (официально) Комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года. Удалось даже убедить Владимира Путина в необходимости этой стратегии, и он поручил федеральному Минэкономразвития участвовать в формировании этого плана с привлечением других министерств. Была развёрнута мощная пропагандистская кампания в поддержку плана, что, видимо, должно было означать демонстрацию невиданной активности новой бригады управленцев в решении социально-экономических задач края. До последнего времени названный план позиционировался как прорыв в экономическом развитии края, на основе которого было обещано ежегодно увеличивать ВРП (валовый региональный продукт) на 4,5-5%, а к 2030 году – удвоить ВРП.
План обещали одобрить и принять уже к началу мая текущего года, но его до сих пор нет. Однако время от времени он обрастает всё новыми фантастическими подробностями, в которые очень трудно верится. Министр экономического развития края Сергей Новиченко сообщил, что общий объём инвестиций в Комплексный план составит 107 млрд. рублей, а реальных мероприятий в этом грандиозном документе – около 140. Одним из самых эффективных блоков, подчёркивали наши региональные руководители, может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, КНР.
Понятно, конечно, что в таком деле как создание Комплексного плана и согласование его с множеством федеральных министерств и иных ведомств возможны всякие трудности и непредвиденные обстоятельства. Но о плане команда Ждановой резко замолчала. Хотя можно было бы предварительно публично обсудить его основные направления, особенно внешнеэкономический блок. Но никто ничего толком об этом не знает, кроме общих слов, зато стали из разных источников просачиваться слухи, что эксперты из правительства РФ дали на план отрицательное заключение, многое забраковано и т.д.
Так или нет – узнаем позже. Но вот что уже ясно – это стремление новой управленческой команды региона следовать порочной практике пропагандистской шумихи на фоне крупных провалов в экономической и социальной сферах. Так поступала и администрация Гениатулина, когда без веских оснований раздула невиданную шумиху по освоению юго-востока Забайкальского края (в результате программа почти полностью, за исключением строительства Быстринского ГОКа, провалена). Так поступала и команда Ильковского с его «прорывной» стратегией до 2030 года, которая сегодня подвергается жёсткой ревизии, а фактически отмене. Можно приводить и другие примеры.
Многочисленные соглашения, которые охотно под телекамеру подписывала Наталья Жданова с различными ведомствами и регионами, как это было, например, во время ХХ Петербургского международного экономического форума, стоят в том же ряду пустой пропаганды, которая никому ничего позитивного не приносит. Таких пиар-ходов и у прежних губернаторов было много, протоколов о намерениях было подписано немерено.
Но и то вопрос: что может реально сделать новый губернатор с такими помощниками, которых она сама же и подобрала, назначив на ключевые должности? Они способны разве что полутайно корректировать в сторону занижения какие-нибудь показатели, как это случилось с программой по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья (сделано это было под руководством зама губернатора Дмитрия Кочергина). В результате люди живут просто в опасных домах, имея на руках решения судов об аварийности их жилищ, но не могут попасть в программу по переселению, а Министерство территориального развития пытается доказать, что корректировка программы в сторону занижения нуждающихся обоснована, поскольку самих нуждающихся в переселении стало меньше. И чем отличился Виктор Паздников, что был назначен на должность министра? Разве что некомпетентными действиями по прежней должности руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию, в результате чего возник большой скандал в сфере тарифов, который не прекращается до сих пор.
Примеры можно продолжать. Такие кадры, понятно, не создают доверия новому губернатору у забайкальцев, а, напротив, отрицательно отражаются на её имидже.
Мягко стелют да жёстко спать
Но, пожалуй, самый значительный урон доверию людей к Наталье Ждановой за прошедший год произошёл после того, как она, вопреки своим же многократным обещаниям делать всё для снижения социальной напряжённости и исправить «трагическую ошибку» прежнего губернатора, покусившегося на льготы ветеранов и других категорий малообеспеченных граждан, сама инициировала отмену этих льгот. При этом вся её команда очень непрофессионально, а порой и просто глупо, ссылалась на какие-то особые условия федерального Минфина, которые, дескать, нельзя было не выполнить, ибо финансовая помощь с его стороны была бы прекращена. Это звучало рефреном на всех совещаниях и встречах с людьми, где обсуждалась данная проблема, но сам документ, который выдвигает такие требования, держался втайне.
Мы не раз писали о несостоятельности всех этих ссылок и отговорок, приводили реальные документы того же Минфина РФ, который в основном требовал совсем другого, но команда Ждановой продолжала настаивать на ликвидации льгот и введении так называемых критериев нуждаемости. Экономия здесь для бюджета была очень маленькая, но сам факт крупных руководителей, у которых годовые доходы исчисляются многими миллионами, а зарплаты (за счёт налогов простых граждан) сотнями тысяч в месяц, ущемить ветеранов и многодетных матерей в выплате одной-двух тысяч рублей в месяц – это просто циничное оскорбление.
Ближайшие помощники Ждановой, не способные вести честную полемику, с перепугу пошли на все тяжкие и стали давить на учредителей отдельных СМИ, которые эти вопросы активно поднимали. Фактически они стали иезуитскими методами вводить цензуру. На такое, надо признать, не решалась администрация Ильковского, хотя подвергалась сильнейшей критике в СМИ. Безусловно, данный факт войдёт в историю команды Ждановой как один из самых позорных.
Дело закончилось всё же компромиссом, когда Жданова нашла (почему не сделала это раньше?) возможность сохранить льготы их получателям, а вот для новых категорий таких же групп населения будут действовать те самые надуманные критерии нуждаемости. Но нежелание и неспособность нового губернатора противостоять иногда глупым и вредным требованиям федеральных чиновников, угождать им, и покусившуюся на достоинство заслуженных людей – запомнится людям надолго.
Что касается зарплат бюджетникам, которые тоже у Ждановой «в приоритете», то здесь мало что удалось сделать – задержки зарплат учителям, врачам, работникам культуры стали обычным явлением. Счета у сотен учреждений образования и здравоохранения арестованы, каждую зарплату приходится получать через суд. Но Наталья Николаевна и в данный момент бодро всем обещает, что выполнит поручение президента и повысит зарплату учителям. Ну, кто знает настроение людей, особенно в глубинке края – поймёт степень доверия этим обещаниям.
В общем, прожектов и обещаний со стороны новой команды губернатора Натальи Ждановой много. Протоколов о намерениях – тоже. Реальных дел пока мало, экономика падает, социальное недовольство людей растёт. Но давайте помнить: новые критерии оценки губернатора, которые ещё не приняты, но обсуждаются, предполагают оценивать работу глав регионов в динамике трехлетнего развития с опорой на собственный экономический потенциал.
Так что не будем торопиться.