Детский лагерь, побудки, костры, новые друзья, новые эмоции, «лето – это маленькая жизнь»… Для многих ребят летний отдых в лагере становится едва ли не самым ярким детским воспоминанием. Многим родители рассказывают о том, как это здорово – съездить на смену. Но даже самый современный и оборудованный санаторий останется просто корпусом без тех, кто по-настоящему делает лето ярким и интересным. И пусть советских комсоргов сменили современные вожатые, суть работы летних детских лагерей – территорий детства - осталась неизменной. Журналист Забмедиа встретилась с молодыми людьми, которые летом 2017 года работали со школьниками, чтобы узнать, что значит быть вожатым.
Шесть ребят, которые согласились со мной побеседовать, работали в детском лагере в Хилокском районе. В текущем году одна из смен в этом лагере была основана на книгах о Гарри Поттере. Тематические задания, клубы по интересам и мероприятия, организованные самими детьми – все было пронизано атмосферой книг о юном волшебнике.
Валя Арчелова, вожатый:
Я работала вожатым впервые. И, знаете, работать с детьми, а у меня были ребята 12-14 лет, мне понравилось. Когда я ехала в Хилок, то думала, что это будут сложные дети, но оказалось, что я сильно ошиблась. Тяжело было только один раз: когда мой напарник ушел на выходные, и мне пришлось одной проводить «Огонек». Я была очень уставшая, дети шумели, я не выдержала, психанула и ушла. Но ребята попросили у меня прощения и уговорили вернуться. После фразы: «Валя, мы тебя любим!» я чуть не заплакала и, конечно же, вернулась. У меня были золотые дети, и после смены мы продолжаем общаться, они даже дарят мне подарки. Понравилась и вожатская туса. До этой смены я никогда не работала в паре, а здесь мы работали вдвоем. Мы распределились так: Лев – папа, я – мама; он их ругает, а я их.. люблю, жалею. Он строгий, а я их успокаиваю. Я реально почувствовала себя мамой: если кто-то пытался обидеть моих детей, я просто вставала за них горой - это же мои дети! Это, наверное, был самый важный опыт, который я получила на смене.
Лев Попов, вожатый:
У меня тоже небольшой опыт. Смена - это было… великолепно, невообразимо прекрасно! С детками было прикольно. Да, они не привыкли к той программе, которую мы привезли, они привыкли тусить – дискотеки и ничегонеделанье, а мы заставили их работать. Дважды наши дети даже пытались устроить бунт. Но силой магического «вжуха» они быстро влились в работу и решили зажечь все вокруг, в первую очередь, самих себя. Примерно к середине смены они начали устраивать собственные мероприятия. И это было круто! Наши дети переродились как волшебный Феникс. Я считаю, что на каждой смене мы получаем новый опыт и развиваем уже имеющиеся навыки. Я научился быть более внимательным по отношению к детям - только по одним глазам видеть, что у ребенка на душе. Теперь я умею каждый день находить новые способы передавать детям свой собственный жизненный опыт. На этой смене я осознал, какая большая ответственность – быть вожатым.
Лера Филиппова, вожатый:
Я думала, что будет очень трудно, а прошло все очень хорошо. Работать с детьми - это офигенное чувство. Я поняла, что дети - это мое. Хочу сказать большое спасибо нашим старшим товарищам, которые выстроили работу в вожатском коллективе идеально: было весело, интересно, с ними хотелось работать, тусить, общаться. Начало смены было непростым - мои дети (отряд или факультет – Хогварст все-таки – прим. авт.) не хотели никуда ходить, приходилось уговаривать, но потом они уже сами шли на все занятия. За время работы на смене я поняла, что нужно ценить каждый момент, проведенный с детьми, с коллегами. В ходе смены учишься на своих ошибках, когда, получая результат, ты видишь, что нужно было там или здесь сделать иначе. Я поняла, что нельзя быть слишком доброй по отношению к детям, точнее нужно быть более требовательной. Эта работа дала мне возможность понять, что я люблю детей - они клевые, от них заряжаешься энергией.
Вова Шипицын, вожатый:
Желание работать вожатым у меня появилось еще в детстве, когда я сам отдыхал в лагерях. На эту смену я приехал со своими представлениями о том, как должен работать вожатый. Первоначально я делал ошибки, но мне удалось подстроиться под общий настрой коллектива. Работа в таком коллективе – это даже не работа, это образ жизни, это огромное доверие, это стресс и для вожатых, и для детей. Быть вожатым – это большая ответственность, как за себя, так и за детей. И за коллег. В некоторые моменты важно уметь восстанавливать себя эмоционально, чтобы не устать, не вымотаться, не перегореть. Поэтому ты всегда ищешь дополнительные эмоции, дополнительные источники энергии, которые украшают твою работу, которые делают счастливым тебя и твоих детей. Я понял, что даже когда ты учишь кого-то, ты учишься сам. У детей я научился быть более искренним, они ярче переживают эмоции, радуются мелочам. Приятно узнавать у них что-то новое.
Олег Дудукаленко, педагог-организатор смены:
Эта смена научила многому, но самое главное - нести ответственность не только за себя, как преподаватель, но и за коллектив, не важно взрослый или детский - за весь коллектив смены. Работать в такой роли - значит не иметь права сломаться, перегореть или сдаться. Считаю, что умение не сдаваться – это один из самых важных навыков в нашем мире. Раньше я представлял работу организатора, как сугубо жесткий контроль и творческую диктатуру, но в этот раз получилось балансировать на оси «творчество-дисциплина», ведь основная задача руководителя - поддерживать ребят и создать для них такие условия, чтобы они развивались, чтобы они научились заботиться о себе и других, а не давить приказаниями и правилами. Появилось осознание того, что такое забота: о напарниках, о команде, о детях, о себе (как в напряженном рабочем графике сохранить бодрость и позитивный настрой всю смену). Понимание, как именно поддержать начинающих коллег и научить чувствовать, что такое вожатый. Потому что вожатый – это не та работа, которую можно освоить за день или неделю. Да, конечно, есть технологии, но научить быть настоящим вожатым невозможно, можно только дать почувствовать. Вожатый не работает час в день, не работает пять пар в день, он работает круглосуточно. Он всегда в ответе за свою команду.
Елена Логиновская, методист по учебной работе:
В профильных сменах, таких как та, на которой мы работали, есть игровая оболочка, в данном случае – это был сюжет книг о Гарри Поттере, и есть обучение, образовательная цель. В нашем случае главной целью было развитие у детей самостоятельности. Эту цель мы достигали с помощью клубной деятельности, чтобы у каждого была возможность попробовать себя в чем-то новом. У нас были танцы, шахматы, сценическое мастерство и многое другое. Сначала школьникам было трудно принять новые условия «игры» - изначально лагерь не имел опыта проведения подобных смен, при этом дети на смену приезжают год от года одни и те же – это специфика летнего отдыха в районах. Для них было непонятно, почему нет дискотек каждый день, почему вместо того, чтобы спать или гулять, они должны идти на занятия. Были и забастовки, и истерики. Но нам удалось сменить вектор их интересов и вовлечь в мир познавательной и социально активной деятельности. В итоге, на занятия ходили всем отрядом, а в подготовке и проведении мероприятий было задействовано много креативных детских идей. Выезжая работать на смену, я в первую очередь ожидаю ярких эмоций, ощущения свободы – здесь нет границ, офисных должностей и прочей взрослой обыденности. Для меня работа в лагере – это возможность вернуться в детство, вновь вспомнить, что это. Может быть, поэтому уже не первое лето мой отпуск проходит именно в таком формате.